Проблемы доступа к информации
и Конвенция ООН о правах инвалидов
По различным оценкам в
Российской Федерации насчитывается около от 300 до 500 тыс. лиц с глубокими
нарушениями зрения. Для многих из этих людей в той или иной степени актуальны
вопросы беспрепятственного доступа к информации, а также к произведениям культуры:
к различным официальным документам, к учебной, художественной литературе и т.п.
Обеспечение доступа к
информации наравне с остальными людьми является важным фактором, обеспечивающим
равноправие людей с глубокими нарушениями зрения. В своем выступлении я хотел
бы коснуться правовых аспектов данной проблемы и обратить внимание на некоторые
положения российского законодательства, которые нуждаются в корректировке в
свете предстоящей ратификации Конвенции ООН "О правах инвалидов".
В ст.9 Конвенции указывается
следующее: "Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ
жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники
принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к
физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая
информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам
и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в
сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий
и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
b) на информационные,
коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные
службы".
Непосредственно вопросам
доступа инвалидов к информации посвящена статья 21 Конвенции.
Согласно ей,
"Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того,
чтобы инвалиды могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и
убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи
наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения, включая:
- снабжение инвалидов
информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с
использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно
и без дополнительной платы;
- принятие и содействие
использованию в официальных сношениях: жестовых языков, азбуки Брайля,
усиливающих и альтернативных способов общения и всех других доступных способов,
методов и форматов общения по выбору инвалидов;
- активное побуждение частных
предприятий, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через Интернет, к
предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов
форматах".
Переходя к российскому
законодательству, отмечу, что оно не в полной мере соответствует
вышеприведенным положениям. Правовые основы реализации права на доступ
инвалидов к информации сформулированы в ст.14 ФЗ "О социальной защите
инвалидов в РФ".
Согласно ей,
"Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой
информации", однако каких-либо мер, кроме обеспечения выпуска специальной
55 литературы для инвалидов по зрению и финансирования ее закупки для
специализированных библиотек, применительно к данной категории лиц данная
статья, к сожалению, не предусматривает. Между тем существует немало других
неурегулированных должным образом вопросов, связанных с реализацией данного
права людьми с нарушениями зрения, Среди них можно выделить проблему
ознакомления незрячих с официальными документами и иной социально-значимой
информацией, обеспечения беспрепятственного доступа к учебной и научной
литературе, а также к Интернет-сайтам.
Говоря о первой проблеме,
необходимо отметить, что Федеральный закон № 8 "Об обеспечении доступа к
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления", вступающий в силу с 01 января 2010г, не содержит
положений об особенностях предоставления указанной в нем информации лицам с
различными формами инвалидности с нарушениями зрения, слуха и т.п., а вопрос о
получении лицами с нарушениями зрения информации о порядке и процедуре
голосования на выборах, а также о кандидатах и политических партиях решен лишь
на уровне рекомендаций Центральной Избирательной Комиссии РФ.
Другой актуальной проблемой
является доступность для инвалидов по зрению Интернет-сайтов. В 2009 г. вступил в силу ГОСТ
Р 52872-2007 "Интернет-ресурсы" с требованиями доступности для
инвалидов по зрению, однако ГОСТы носят лишь рекомендательный характер, ввиду
чего выполнение требований по обеспечению доступности веб-сайтов, в том числе
государственных, для инвалидов по зрению остается на усмотрение их владельцев.
Важная норма, касающаяся
доступа к ресурсам библиотек людьми с нарушениями зрения содержится в ст.8 ФЗ
от 29 декабря 1994 г.
N 78-ФЗ "О библиотечном деле": "Слепые и слабовидящие имеют
право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных
носителях информации в специальных государственных библиотеках и других
общедоступных библиотеках". Несмотря на то, что данная норма действует уже
около 15 лет, в большинстве библиотек общего доступа не созданы необходимые
условия, позволяющие незрячим беспрепятственно пользоваться библиотечными
фондами.
В последнее десятилетие
развитие компьютерных технологий предоставило незрячим новые возможностей в
сфере информации. Благодаря программам экранного доступа они получили
возможность работать с персональным компьютером, им стали доступны многие
издания художественной, учебной и научной литературы, представленные в цифровой
форме. Однако по мере бурного развития компьютерных технологий и Интернета
актуальной стала и проблема защиты авторских прав.
Здесь следует отметить важное
положение, содержащееся в ч.3 ст.30 этого документа:
"Государства-участники предпринимают в соответствии с международным правом
все надлежащие шаги для обеспечения того, чтобы законы о защите прав
интеллектуальной собственности не становились неоправданным или
дискриминационным барьером для доступа инвалидов к произведениям
культуры". На мой взгляд, российское законодательство не в полной мере
соответствует этому положению. С одной стороны, законодательство
предусматривает меры для обеспечения доступа инвалидов к произведениям культуры.
Например, согласно ст. 1274 Гражданского кодекса допускается без согласия
автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с
обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и
источника заимствования, воспроизведение без извлечения прибыли
рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых
правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально
созданных для воспроизведения такими способами.
С другой стороны, согласно
той же статье Гражданского кодекса: "В случае, когда библиотека
предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский
оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается
без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При
этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые
библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке
взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях
библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в
цифровой форме".
В связи со сказанным выше,
необходимо отметить, что в настоящее время для многих инвалидов по зрению
прослушивание "говорящих" книг, а также чтение электронных копий
обычных печатных изданий нередко является единственной возможностью доступа к
произведениям художественной, учебной, научной и иной литературы. Если ранее
"говорящие" книги записывались в основном на компакт-кассеты, то в
начале 21 века они стали всё больше уступать место другим аудионосителям,
дискам в цифровых форматах CD и MP3. Преимущества записи книг на этих носителях
очевидны.
Вместе с тем книги в цифровых
форматах представляют удобный объект для копирования. Именно с этим и связано стремление
законодателя ограничить их распространение. Однако законодатели не учли того,
что невозможность для слепых пользоваться вне библиотеки экземплярами
произведений в электронной форме значительно осложняет, а порой делает
практически невозможной их доступ к произведениям культуры.
Из-за нарушений зрения
большинство незрячих не имеет возможности регулярно посещать библиотеки только
ради того, чтобы послушать "говорящие" книги, а библиотеки просто не
имеют технической возможности предоставлять одновременный доступ к этим книгам
большому числу лиц. Кроме того, слепые, проживающие в сельской местности,
лишены возможности читать книги, поскольку библиотеки для слепых в основном
находятся в областных центрах, до которых необходимо добираться в течение нескольких
часов. Библиотекам для слепых частично удается решить данную проблему
посредством заключения договоров с правообладателями, однако, необходимо более
системное решение этой проблемы путем устранения дискриминационных барьеров,
существующих в законодательстве.
Подведем итоги. Думаю, из
вышесказанного со всей очевидностью вытекает необходимость совершенствования
законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа к информации
для людей с нарушениями зрения. Данное право должно быть конкретизировано, а
также должны быть предусмотрены четкие механизмы его реализации. В частности,
право на получение лицом с нарушениями зрения информации в доступных форматах,
включая рельефно-точечный шрифт Брайля, или помощь ассистента, должно быть,
закреплено в федеральном законе N181 от 24 ноября 1995г. "О социальной
защите инвалидов в РФ" и в ФЗ N8 "Об обеспечении доступа к информации
о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления",
а механизмы его реализации должны содержаться в административных регламентах
различных государственных учреждений. Требования об обеспечении доступности
веб-сайтов должны стать обязательными применительно к веб-сайтам
государственных органов и учреждений, а также к органам местного
самоуправления. Также необходимо рассмотреть вопрос о замене формулировки ч.2
ст.1274 Гражданского кодекса на более гибкую, обеспечивающую реализацию права
инвалидов на беспрепятственный доступ к произведениям литературы и другим
материалам, представленным в цифровой форме, и обеспечение баланса между данным
правом и правом интеллектуальной собственности. Законопроекты, касающиеся
информатизации, должны проходить общественную экспертизу на предмет учета в них
потребностей людей с ограниченными возможностями. Только в случае учета этих и
некоторых других аспектов в законодательстве и правоприменительной практике
инвалиды по зрению не окажутся на обочине информационного общества.
Доклад Балыкина Д.Г., юриста
НРООИ ИНВАТУР в рамках круглого стола "Совершенствование российского законодательства
и изменение политики государственных органов в связи с подписанием Конвенции
ООН о правах инвалидов и ее предстоящей ратификацией".
Источник: perspektiva-inva.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/9305/#more |