Ветрова
Ирина Юрьевна – соискатель
кафедры социального управления,
социальный педагог по работе с молодыми
инвалидами Центра социального
обслуживания инвалидов Заволжского
р-на
Проблема
социально-психологической адаптации
инвалидов к условиям жизни в обществе
является одной из важнейших граней
общей интеграционной проблемы. В
последнее время этот вопрос приобретает
дополнительную важность и остроту в
связи с большими изменениями в подходах
к людям, которые являются инвалидами.
Несмотря на это, процесс адаптации
этой категории граждан к основам
жизнедеятельности общества остаётся
практически неизученным, а именно он
решающим образом определяет всю
эффективность тех коррекционных
мероприятий, которые предпринимают
специалисты, работающие с инвалидами.
Настал
момент представить инвалидность не
как проблему определённого круга
“неполноценных людей”, а как проблему
всего общества в целом. Её сущность
определена правовыми, экономическими,
производственными, коммуникативными,
психологическими особенностями
взаимодействия инвалидов с окружающей
действительностью. Самые серьёзные
аспекты проблемы инвалидности связаны
с возникновением многочисленных
социальных барьеров, не позволяющих
инвалидам и лицам с хроническими
заболеваниями, а также многодетным
семьям, пожилым людям, детям-сиротам,
детям с нарушениями социального
поведения активно включиться в жизнь
общества. Данная ситуация-следствие
неверной социальной политики, которая
ориентирована только на часть
“здорового” населения и выражает
интересы этой категории граждан.
Именно поэтому структура производства
и быта, культуры и досуга, социальных
услуг остаётся неприспособленной к
нуждам больных людей.
Потребности
инвалидов можно условно подразделить
на две группы: – общие, т.е. аналогичные
нуждам остальных граждан и-особые,
т.е. потребности, вызванные той или
иной болезнью.
Наиболее
типичными из “особых” потребностей
инвалидов являются следующие:
в
восстановлении (компенсации) нарушенных
способностей к различным видам
деятельности;
в
передвижении;
в
общении;
в
свободном доступе к объектам
социально-бытовой, культурной и др.
сферы;
в
возможности получать знания;
в
трудоустройстве;
в
комфортных бытовых условиях;
в
социально-психологической адаптации;
в
материальной поддержке.
Удовлетворение
перечисленных потребностей –
непременное условие успешности всех
интеграционных мероприятий в отношении
инвалидов. В социально-психологическом
плане инвалидность ставит перед
человеком множество проблем, поэтому
необходимо особо выделить
социально-психологические аспекты
лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность
– это специфическая особенность
развития и состояния личности, часто
сопровождающаяся ограничениями
жизнедеятельности в самых разнообразных
её сферах.
Вследствии
этого инвалиды становятся особой
социально-демографической группой.
У них низкий уровень дохода, невысока
возможность получения образования
(по статистике, среди молодых инвалидов
много лиц с неполным средним и мало-со
средним общим и высшим образованием).
Нарастают трудности участия этих
людей в производственной деятельности,
немногое число инвалидов занято
трудом. Свои семьи имеют единицы. У
большинства наблюдается отсутствие
интереса к жизни и желания заниматься
общественной деятельностью. На наш
взгляд, важнейшим условием достижения
целей социальной адаптации является
внедрение в общественное сознание
идеи равных прав и возможностей для
инвалидов. Социальная адаптация не
будет достигнута, пока общество не
осознает правильность этой идеи. Нужен
переход от сигрегированных видов
помощи инвалидам (в виде специальных
медико-учебных и производственных
учреждений) к более качественным
методам, позволяющим людям находиться
в “струе” общественной жизни.
Взаимоотношение
инвалидов и здоровых-мощнейший фактор
адаптационного процесса. Как показывает
зарубежный и отечественный опыт,
инвалиды нередко даже имея все
потенциальные возможности активно
участвовать в жизни общества, не могут
их реализовать потому, что остальные
сограждане не хотят общаться с ними,
предприниматели опасаются принимать
на работу инвалида зачастую просто в
силу устоявшихся негативных стереотипов.
Поэтому организационные меры по
социальной адаптации, не подготовленные
в психологическом плане, могут оказаться
неэффективными. Немногочисленные
исследования, посвящённые этому
вопросу, выявили следующее: представители
различных слоёв населения в принципе
признают (97%), что существуют слабые и
малозащищённые группы, нуждающиеся
в помощи общества и только 3% опрошенных
говорили, что при оказании социальной
помощи никому не должно отдаваться
предпочтение. По вопросу приоритетности
помощи некоторым группам людей мнения
распределились следующим образом:
более 50% граждан считают, что в ней
наиболее нуждаются дети-инвалиды, за
ними пожилые люди, живущие в домах для
престарелых (47,3% опрошенных), дети-сироты
(46,4%), взрослые инвалиды (26,3%), Чернобыльцы
(20,9%), матери-одиночки (18,2%), многодетные
семьи (15,5%), беженцы, алкоголики, бомжи,
наркоманы (по 10%), ветераны ВОВ (6,4%).
Идею
социальной адаптации инвалидов на
словах поддерживают большинство,
однако углублённые изучения выявили
сложность и неоднозначность отношения
здоровых к больным. Это отношение
можно назвать амбивалентным: с одной
стороны инвалиды воспринимаются как
отличающиеся в худшую сторону, с
другой-как лишённые многих возможностей.
Это порождает как неприятие нездоровых
сограждан остальными членами общества,
так и сочувствие по отношению к ним,
но в целом отмечается неготовность
многих здоровых к тесному контакту с
инвалидами и к ситуациям, позволяющим
инвалидам реализовать свои возможности
наравне со всеми. Взаимоотношения
инвалидов и здоровых подразумевают
ответственность за эти взаимоотношения
обеих сторон. Поэтому следует отметить,
что инвалиды в этих взаимоотношениях
занимают не совсем приемлемую позицию.
У многих из них не хватает социальных
навыков, умения выразить себя в общении
с коллегами, знакомыми, администрацией,
работодателями. Инвалиды далеко не
всегда могут уловить нюансы человеческих
отношений, воспринимают других людей
несколько общо, оценивая их на основании
лишь некоторых моральных качеств-доброты,
отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично
складываются и взаимоотношения между
инвалидами. Принадлежность к группе
людей с ограниченными возможностями
вовсе не означает, что другие члены
этой группы будут настроены к нему
соответствующим образом. Опыт работы
общественных организаций инвалидов
показывает, что инвалиды предпочитают
объединяться с людьми, имеющими
идентичные заболевания, и негативно
относятся к другим. Одним из главных
показателей социально-психологической
адаптации лиц с ограниченными
возможностями является их отношение
к собственной жизни. Практически
половина инвалидов (по результатам
специальных социологических
исследований) оценивают качество
своей жизни как неудовлетворительное
(в основном, это инвалиды 1 группы).
Около
трети инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей
групп) характеризуют свою жизнь как
вполне приемлемую.
Причём
понятие “удовлетворённость-неудовлетворённость
жизнью” зачастую сводится к плохому
или стабильному материальному положению
инвалида. Чем ниже доходы инвалида,
тем пессимистичнее его взгляды на
своё существование. Одним из факторов
отношения к жизни является самооценка
инвалидом состояния своего здоровья.
По результатам исследований, среди
лиц определяющих качество своего
существования как низкое, только 3,8 %
оценили своё самочувствие как хорошее.
Немаловажным
элементом психологического самочувствия
и социальной адаптации лиц с ограниченными
возможностями является их самовосприятие.
Опросы, проведённые в г.г. Москве,
Вологде и Ярославле показали, что
только каждый десятый инвалид считает
себя счастливым. Треть инвалидов
считала себя пассивными. Каждый шестой
в Москве, каждый третий в Вологде,
каждый второй в Ярославле признавал
себя малообщительным. Четверть
инвалидов в Москве и треть в Ярославле
и Вологде считают себя грустными.
Данные психологических характеристик
инвалидов существенно разнятся в
группах, имеющих разные доходы.
Количество “счастливых”, “добрых”,
“активных”, “общительных” больше
среди тех, чей бюджет устойчив, а число
“несчастных”, “злых”, “пассивных”,
“необщительных” было больше среди
постоянно нуждающихся. Аналогичны
психологические самооценки в разных
по тяжести группах инвалидов. Наиболее
благоприятна самооценка у инвалидов
1 группы. Среди них больше “добрых”,
“общительных”, “весёлых”. Хуже
положение у инвалидов 2 группы. Обращает
на себя внимание то, что среди инвалидов
3 группы меньше “несчастных” и
“грустных”, но значительно больше
“злых”, что характеризует неблагополучие
в социально-психологическом плане.
Это подтверждается и рядом более
глубоких индивидуально-психологических
экспериментов, выявляющих психологическую
дезадаптацию, чувство ущербности,
большие трудности в межличностных
контактах у инвалидов 3 группы. Также
отмечена разница в самооценке у мужчин
и женщин: “удачливыми” себя считают
7,4% мужчин и 14,3% женщин, “добрыми”
соответственно 38,4% и 62,8%, “весёлыми”
– 18,8% и 21,2%, что указывает на высокие
адаптационные возможности женщин.
Замечено
отличие в самооценке работающих и
безработных инвалидов: у последних
она значительно ниже. Отчасти это
обусловлено материальным положением
работающих, большей их социальной
адаптацией, по сравнению с неработающими.
Последние выведены из этой сферы
социальных отношений, что и служит
одной из причин крайне неблагоприятной
личностной самооценки. Наименее
адаптированными являются одинокие
инвалиды. Несмотря на то, что их
материальное положение не отличается
принципиально в худшую сторону,
представляют собой в плане социальной
адаптации группу риска. Так, они чаще
других негативно оценивают своё
финансовое положение (31,4% а в среднем
у инвалидов 26,4%). Они считают себя более
“несчастными” (62,5%, а в среднем у
инвалидов 44,1%), “пассивными”
(соответственно 57,2% и 28,5%), “грустными”
(40,9% и 29%), среди этих людей мало лиц,
довольных жизнью. Черты
социально-психологической дезадаптации
одиноких инвалидов имеют место несмотря
на то, что в мерах по социальной защите
они имеют определённый приоритет. Но,
видимо, в первую очередь необходима
психолого-педагогическая помощь этим
людям. Ухудшение морально-психологического
состояния лиц с ограниченными
возможностями объясняется также
сложными экономическими и политическими
условиями в стране. Как и все люди,
инвалиды испытывают страх перед
будущим, тревогу и неуверенность в
завтрашнем дне, чувство напряжённости
и дискомфорта. Общая обеспокоенность
принимает формы, характерные для
сегодняшних политико-экономических
и социально-психологических условий.
Наряду с материальным неблагополучием
это приводит к тому, что малейшие
затруднения вызывают у инвалидов
панику и сильный стресс.
Итак,
можно констатировать, что в настоящее
время процесс социальной адаптации
инвалидов затруднён, поскольку:
удовлетворённость
жизнью у инвалидов низка (причём, по
результатам наблюдений московских и
ярославских специалистов, этот
показатель имеет отрицательную
динамику);
самооценка
также имеет отрицательную динамику;
существенные
проблемы встают перед инвалидами в
области взаимоотношений с окружающими;
эмоциональное
состояние инвалидов характеризуется
тревожностью и неуверенностью в
будущем, пессимизмом.
Наиболее
неблагополучна в социально-психологическом
смысле группа, где наблюдается сочетание
разных неблагоприятных показателей
(низкой самооценки, настороженности
к окружающим, неудовлетворённости
жизнью и т.п.). В эту группу входят люди
с плохим финансовым положением и
жилищными условиями, одинокие инвалиды,
инвалиды 3 группы, особенно безработные,
инвалиды с детства (в частности, больные
ДЦП).
У людей
с церебральным параличём наряду с
нарушением двигательных функций
наблюдаются отклонения в
эмоционально-волевой сфере, поведении,
интеллекте. Эмоционально-волевые
нарушения выявляются в повышенной
возбудимости, чрезмерной чувствительности,
беспокойстве (или вялости), суетливости
(или пассивности), излишней расторможенности
(или безинициативности). Больные
ДЦП-инвалиды с детства, а это означает,
что они не имели возможности для
полноценного социального развития,
поскольку их контакты с окружающим
миром крайне ограничены.
Обычно
ребёнок с детским параличом не имеет
возможности пройти все циклы
социализации, взросление его
задерживается. Всё это происходит от
того, что взрослые не обеспечивают
должной социально-психологической
адаптации такому ребёнку. Вследствие
этого на всю жизнь он остаётся
инфантильным, зависимым от других,
пассивным, комфортно чувствующим себя
лишь с близкими людьми. Социальные
последствия данной ситуации проявляются
в том, что эти инвалиды становятся
особой, отделяемой от общества
социально-демографической группой.
Исследования, проведённые в 1997 г.
Ярославским центром социально-психологической,
трудовой и творческой реабилитации
инвалидов при поддержке центра
профориентации “Ресурс” обнаружили,
что более всего испытывают чувство
неуверенности в своих силах и осознают
ненужность обществу лица, страдающие
ДЦП. Уровень дохода у них ниже, чем у
людей с другими заболеваниями, ниже
у них и возможности получения
образования. Малое число этих людей
занято трудом, среди больных детским
параличом значительно меньше лиц,
имеющих свою семью, у большинства
отсутствует желание заниматься
какой-либо полезной деятельностью.
Как показывает небогатый пока
отечественный опыт, инвалиды с ДЦП
даже имея желание и возможность
участвовать в жизни общества, не могут
их реализовать из-за негативного
отношения к ним окружающих, при этом
наиболее отрицательно настроена
молодёжь (для этой категории молодых
инвалидов, имеющих видимый дефект,
контакт со здоровыми сверстниками
особенно затруднён). Нельзя не сказать
о том, как сами молодые инвалиды,
страдающие детским параличём, относятся
к возможности личного активного
участия в общественной жизни. На вопрос
анкеты “Как по-вашему, должны ли
инвалиды жить, учиться и работать
среди здоровых или же они должны жить
отдельно, в специальных учреждениях?”
ответили все опрошенные, что говорит
о его актуальности. Среди противников
интеграции (43%) те молодые люди, которые
часто встречались с пренебрежением
окружающих. Их мнение таково: “Здоровые
люди всё равно инвалидов не поймут”.
В результате наших исследований также
выяснилось, что инвалиды проживающие
в сельской местности Ярославской
области (с.Пречистое, Вятское,
Некрасовский р-н и пр.) чаще оказываются
сторонниками интеграции, чем молодёжь,
живущая в Ярославле и других крупных
городах области. Интересен тот факт,
что инвалиды постарше (25-30 лет)
положительно относятся к активно-личностному
участию в окружающей жизни. Среди
молодёжи 14-24 лет таких лиц значительно
меньше. Чем больше степень поражения
у больных ДЦП, тем менее они социально
активны. Нами также замечено, что
молодые инвалиды, в чьих семьях
невысокий материальный уровень и
плохие жилищно-бытовые условия, также
оказались в числе противников идеи
интеграции. Вероятно это связано с
тем, что люди, уже в чём-то потерпевшие
неудачу, не надеются, что жизнь в других
условиях будет лучше. Зачастую у
молодёжи с ДЦП не всегда стабильные
взаимоотношения с близкими. Многие
предпочитают общению со сверстниками
сидение “в четырёх стенах” под
родительской опекой. Примерно 30% из
числа опрошенных молодых инвалидов
с ДЦП г.Ярославля вообще отказываются
от контактов с кем бы то ни было (в
основном, это девушки в возрасте 18-28
лет с тяжёлой формой детского паралича).
В процессе наших наблюдений замечено,
что в семьях этих молодых людей крайне
остро встают психологические проблемы
такого плана: у большинства родителей
возникают различные негативные
чувства, они начинают ощущать неловкость
и стыд перед окружающими за
ребёнка-инвалида и поэтому сужают
круг его социальных контактов. На
причине возникновения подобных
ситуаций важно остановиться более
подробно. Когда в семье появляется
ребёнок с ограниченными возможностями,
она переживает как бы два кризиса:
само по себе рождение ребёнка является
кризисом в жизненном цикле семьи,
поскольку ведёт к переосмыслению
социальных ролей и функций, иногда
при этом возникают конфликтные моменты.
Когда же ребёнок имеет признаки
инвалидности, то этот кризис протекает
с удвоенной остротой. Это чрезвычайно
резко меняет социально-экономический
статус семьи, нарушает социальные
связи. Крайне обостряются
морально-психологические проблемы.
У подавляющего большинства родителей
возникает чувство вины, которое
сопровождается ощущением собственной
неполноценности. Жизнь семьи начинает
протекать в условиях психотравмирующей
ситуации, когда родители не только
прячут от окружающих больного ребёнка,
но и сами стараются отгородиться от
мира. Нередко эти семьи распадаются,
а ребёнок, как правило, остаётся с
матерью. Семья, являющаяся одним из
основных гарантов социальной адаптации
ребёнка, далеко не всегда сохраняет
способность выполнять эту функцию.
Близкие нередко теряют уверенность
в себе, неспособны правильно организовать
общение и воспитание ребёнка, не
замечают его действительных потребностей,
не могут правильно оценить его
возможностей. Поэтому вполне обосновано,
что многие молодые инвалиды с ДЦП
жалуются на родительскую гиперопеку,
подавляющую любую самостоятельность.
Это резко снижает возможность адаптации
таких инвалидов. В устранении конфликтных
ситуаций в семье нуждаются большинство
из опрошенных нами молодых инвалидов
– “опорников” (56,7%). Однако существующая
социально-экономическая ситуация
постепенно вынуждает некоторых молодых
инвалидов к изменению собственной
жизни. В данный момент их количество
ещё невелико, но можно ожидать
дальнейшего роста числа таких людей,
а следовательно, существует необходимость
продумать заранее пути реализации их
возможностей в социальной интеграции,
стремления к самостоятельному улучшению
жизни.
Собственные
наблюдения и анализ социально-психологических
особенностей молодых людей, больных
ДЦП, позволили выделить четыре основных
типа адаптации этих инвалидов к
обществу:
Активно-позитивный
тип характеризуется стремлением к
поиску самостоятельного выхода из
негативных жизненных ситуаций. У
молодых инвалидов, относящихся к этому
типу, благоприятный внутренний настрой,
достаточно высокая самооценка,
оптимизм, заражающий других, энергичность
и самостоятельность суждений и
поступков.
Пассивно-позитивный
тип характеризуется наличием у молодых
инвалидов низкой самооценки. При
пассивно-позитивном типе адаптации
существующее на данный момент положение,
в котором находится инвалид (например,
постоянная опёка близких), его
устраивает, поэтому наблюдается
отсутствие стремления к переменам.
Пассивно-негативный
тип. У молодых людей присутствует
неудовлетворённость своим положением
и вместе с тем отсутствует желание
самостоятельно улучшить его. Всё это
сопровождается заниженной самооценкой,
психологическим дискомфортом,
настороженным отношением к окружающим,
ожиданием глобальных катастрофических
последствий даже от незначительных
бытовых неурядиц.
Активно-негативный
тип. Присутствующие здесь психологический
дискомфорт и неудовлетворённость
собственной жизнью не отрицают желания
изменить ситуацию к лучшему, но реальных
практических последствий это не имеет
в силу влияния различных объективных
и субъективных факторов.
К
сожалению среди молодых людей с
последствиями детского паралича
крайне редко встречаются лица с
активно-позитивной жизненной позицией.
Их единицы, но они являются наиболее
социально-активными (в том числе и в
плане создания общественных организаций
инвалидов). Большинство молодых
инвалидов с ДЦП либо не испытывают
стремления как-то менять свою жизнь,
либо считают себя неспособными на
столь важный шаг. Как правило, они
находятся во власти тех или иных
обстоятельств. Поэтому эти лица особо
нуждаются в чётко спланированной и
научно-обоснованной системе
социально-педагогических и психологических
мер, направленных на формирование у
них самостоятельности суждений и
действий, навыков труда и культуры
поведения, достойного духовно-нравственного
облика, умения жить в обществе.
|