В России система сама ставит
препятствия для инклюзивного образования
|
|
|
Крреспондент
ИА
REGNUM Новости
побеседовал с Валерией Ольшанской,
которая возглавляет Санкт-Петербургскую
общественную организацию детей-инвалидов
и инвалидов с детства по слуху и их
родителей "СПб-Ардис", входит в
Санкт-Петербургскую коалицию "Образование
для всех", а также является координатором
по Санкт-Петербургу проекта "Установление
партнерских отношений - путь к инклюзивному
образованию", стартовавшего в 2008
году.
Проект
осуществляется в рамках сотрудничества
Европейского союза и Российской Федерации
в пяти регионах страны - Архангельске,
Москве, Санкт-Петербурге, Ухте и Томске
и направлен, прежде всего, на то, чтобы
изменить существующее общественное
мнение о том, что дети с ограниченными
возможностями не могут учиться в обычных
школах, если на то есть желание родителей.
Инклюзивное (включенное) образование
дает возможность всем детям в полном
объеме участвовать в жизни коллектива
детсада, школы, молодым людям - учиться
в вузах. Россия в этом году должна
ратифицировать Конвенцию ООН о правах
инвалидов, где в статье 24 прописано, что
"государства-участники обеспечивают
инклюзивное образование на всех уровнях".
Что мешает нам на практике сделать
инклюзивное образование реальным?
Справка
В России около 534 тысяч
детей-инвалидов, в обычных классах
обычных школ в минувшем году обучалось
142.639 таких ребят, в коррекционных классах
обычных школ - 148.074, в коррекционных
школах и школах-интернатах - 210.842, на
дому - 44.707, не учились по медицинским
показаниям 17.303 ребенка.
Что удалось сделать
за год реализации проекта в Санкт-Петербурге?
Мы свою задачу видим,
прежде всего, в том, чтобы в рамках
проекта построить партнерские отношения
между школами, садиками, руководителями
образования, родителями. Так мы сможем
идти по пути инклюзивного образования.
Мы создали команду экспертов - педагогов,
психологов, специалистов по дошкольной
интеграции, по правовой поддержке и
социальной работе, чтобы вместе
поддерживать тех родителей, которые
считают, что их ребенок, несмотря на
особенности здоровья и развития, может
ходить в обычный, а не коррекционный
детсад, посещать обычную школу.
В прошлом году мы
познакомились со школами, куда берут
таких детей - не в коррекционные, а в
обычные классы. Таких школ мы нашли
около десятка, столько же примерно и
садиков. Эти образовательные учреждения
мы поддерживаем информационно и
методически - им не хватает знаний. Сняли
в прошлом году своими силами два
небольших, по 30 минут, фильма на тему
"Обычный день в обычной школе". Вот
в Приморском районе в школе №44 учится
Юра Г., с первого класса, так в школе для
этого единственного ребенка с ДЦП,
теперь уже семиклассника, специальные
условия создали - поручни, пол без
препятствий. Там особый психологический
климат, учителя и ученики уже понимают,
что такое - включенное образование.
Еще один маленький
фильм мы сняли про Дашу Б. из школы №508
Московского района. Девочка со слуховым
аппаратом (у нее очень снижен слух)
ходила в обычный садик напротив школы,
а потом стала первоклассницей. Эти
фильмы несут и методическую нагрузку,
полезны для специалистов. Мы предоставляем
всем школам Санкт-Петербурга и эти
фильмы, и методические документы. Провели
в мае прошлого года со специалистами
Академии постдипломного педагогического
образования семинар для представителей
регионов-участников проекта, посетили
прошлой осенью Англию, графство Девоншир,
чтобы посмотреть, как там работают
принципы инклюзии. Эту поездку организовали
РОО "Перспективы" (Москва) и совместно
с партнерской организацией Disability
Equality in Education (DEE), которые и реализуют в
России проект "Установление партнерских
отношений - путь к инклюзивному
образованию".
Но в Санкт-Петербурге
уже давно школы могут распоряжаться
сами бюджетными средствами, работает
принцип "деньги идут за учеником".
Чего же проще - родители считают, что
ребенок может учиться не в коррекционной
школе, пишут заявление, и соответствующее
бюджетное финансирование должно быть?
Почему же инклюзия пока повсеместно не
работает?
Да, законодательно все
возможно, но вот конкретного механизма
реализации этого права пока не выработано.
Все упирается в штатное расписание, а
ведь можно пойти по другому пути -
заключать трехсторонний договор между
школой, родителями и специалистами,
которые в данный момент нужны ребенку.
Сейчас мы входим в рабочую группу по
выработке этого механизма. Думаю, к
декабрю можно будет говорить об этом
более конкретно. А пока вот такая история
- в новом учебном году в школе №593 Невского
района был создан первый класс, куда
пошли учиться вместе со здоровыми детьми
четверо малышей-опорников и один
колясочник. Мы помогаем учителям этой
школы и методически, и психологически,
семинар там провели. При поддержке
депутатов Законодательного собрания
- постоянной комиссии по соцвопросам
нашли средства в рамках программы
"Доступная среда" и оборудовали
школу.
Сейчас школа столкнулась
с такой проблемой: хотя там все и
оборудовано для таких детей, учительница
нуждается в помощнике - одной тяжело
работать с таким классом - детей надо
подвести к доске, помочь усадить за
парту и т.д. Помощник нужен не учителю,
а детям... В комитете по образованию
сказали - "у нас нет правовой основы
для предоставления помощника". Но я
напомню, что в Санкт-Петербурге еще в
2003 году принят закон "О доступности
образования лицам с ограниченными
возможностями здоровья", где идет
речь о том, что помощник таким детям
полагается.
Мы обратились с письмом
к губернатору Валентине Матвиенко,
пришел ответ за подписью вице-губернатора
Аллы Маниловой. В нем нас успокоили, что
в городе с интеграцией и инклюзивным
образованием все в порядке - 32 тысячи
детей с различными заболеваниями
обучаются в обычных школах города. Но
конкретно о том, где взять помощника в
класс, где учатся пять малышей-инвалидов,
в письме не было сказано ни слова.
Что, на ваш взгляд,
самое трудное в том, чтобы инклюзивное
образование стало частью школьной
жизни, чтобы в садиках у родителей не
возникало трудностей? Я не говорю об
общей проблеме - необорудованных школ,
трудностей перемещения по городу.
Кроме выработки
механизмов, заставляющих работать
законы, мы чувствуем инерционность
самой системы образования. Вот сейчас
наша петербургская коалиция "Образование
для всех" входит в рабочую группу при
комитете по образованию для выработки
региональных механизмов совместного
обучения детей, правда, лишь по дошкольному
компоненту. И тут же к нам приходят
родители пятилетнего Глеба с жалобой:
ребенок после кохлеарной имплантации
- вживления специального имплантата,
так как обычные слуховые аппараты не
помогают, впереди и у ребенка и у родителей
долгий процесс реабилитации, занятия
с логопедами и так далее. Но родители
хотят, чтобы мальчик посещал обычную
группу в логопедическом общеобразовательном
детском саду, так как это содействует
социальной адаптации ребенка,
стимулированию развития на уровне
слышащих сверстников. Они нашли понимание
в логопедическом детском саду. Так из
садика, специализированного, для
слабослышащих, куда настойчиво приглашали
Глеба, методист говорила заведующей:
"Зачем вы взяли такого тяжелого
ребенка!? Зачем вам лишняя головная
боль?". Какие тут могут быть комментарии.
В известном письме
министра образования Андрея Фурсенко,
где региональным властям даются
рекомендации по организации совместного
обучения детей с ограниченными
возможностями с обычно развивающимися
сверстниками, есть рекомендации о
моральном поощрении педагогов, которые
принимают в свои классы детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Следуя этой рекомендации, мы подали в
Постоянную Комиссию по образованию,
науке и культуре Законодательного
собрания Санкт-Петербурга наше обращение
и список тех учителей, благодаря усилиям
которых дети с ограниченными физическими
возможностями учатся в обычных, а не
коррекционных школах города. Мы бы очень
хотели, чтобы первый шаг на пути создания
нормативно-правовой региональной
документации по поддержке принципов
инклюзивного образования депутаты
сделали бы в части моральной поддержки
для этих учителей - и вынесли бы
благодарность от Законодательного
собрания. Депутаты Законадательного
собрания поддержали нашу инициативу.
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/4849/#more |