О
приоритетах и задачах в организации образования детей с ограниченными
возможностями здоровья на встрече в совместном пресс-центре информационных
агентств «Интерфакс-Урал» и «Тюменская линия» журналистам рассказала
заместитель директора областного департамента образования и науки Людмила Чеботарь.
Главный
приоритет – предоставление образовательных услуг всем инвалидам независимо от
диагноза. «Каждый ребенок на своем уровне должен получить знания, навыки,
умения. Для этого совместно с медицинскими и психологическими службами
разрабатываются индивидуальные программы. Но нужно еще усилить работу с
родителями… Не все они понимают необходимость социализации своих не совсем
обычных детей», – отметила Людмила Григорьевна. Хорошим подспорьем в этом деле
для тюменских учителей является опыт коллег из центра учебной педагогики
Пскова. Кстати, о новинках в образовании детей с ограниченными возможностями
здоровья наши специалисты, выступающие в качестве тьютеров, расскажут на
семинаре 10 июня.
Следующий
приоритет – интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный
процесс массовой школы – предполагает, прежде всего, создание в храмах знаний
безбарьерной среды. Опыт многих западных и некоторых отечественных школ
показывает, что если ребенок-инвалид обучался наравне со здоровыми
сверстниками, ему проще жить в обществе. Да и самих здоровых ребят нужно
с малолетства приучать общаться с инвалидами, уважать в них личность. О
безбарьерной среде лучше помнить еще при строительстве учебных заведений. В
общеобразовательных школах, где учатся особые дети, должны быть не только
пандусы, но и специальные перила, дверные проемы и даже определенным
образом размеченное пространство между партами. Сейчас в области действуют
четыре такие школы. На следующий год откроются еще двадцать восемь.
Наконец, еще один важный
приоритет – внедрение дистанционных форм обучения. По словам Людмилы Чеботарь,
в настоящее время в Тюменской области нет такой ситуации, когда дети с
ограниченными возможностями здоровья хотят учиться, а взрослые не могут им
помочь. О виртуальных уроках и дополнительных курсах для особых ребят газета
писала неоднократно. В дистанционном обучении маленьким тюменцам помогают
ресурсные центры на базе школ №№ 36, 57, 68, 88, 89. Кстати, по окончании
спецкурсов (например, по компьютерной грамотности или иностранным языкам)
ребята получают сертификаты о начальной профессиональной подготовке и в будущем
могут найти работу. И вновь представитель департамента образования и науки
отметила, что в последнее время нужно больше работать не с
детьми-инвалидами, а с их родителями. Не каждый взрослый хочет, чтобы его чадо
видели окружающие, некоторые считают, что компьютеры несут только вред. Но,
во-первых, занимаются ребята минимальное количество времени. А во-вторых, зачем
отнимать у собственных детей радость общения?.. Поэтому в числе
перспективных задач департамент видит обеспечение консультативного и
психолого-медико-педагогического сопровождения детей и их семей.
Чтобы привлечь
общественность к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, в
области будут создавать школьные технопарки, на базе которых специалисты могут
делиться новаторскими предложениями, удачным опытом, успешными программами. Это
пока на уровне идеи. А вот что реально претворяется в жизнь, так это ежегодные
(в сентябре и мае) «горячие линии», организуемые департаментом образования и
науки, а также областные олимпиады для особых детей. Итоги последней,
посвященной 65‑летию Победы в Великой Отечественной войне, назовут в июле.
Сейчас в оргкомитете двести работ со всего региона. Увидеть трогательные
поделки из глины, теста, лозы, соломки, прочитать стихи и рассказы все желающие
смогут на выставке, которая пройдет в тюменской школе № 2.