Слабовидящие
воспитанники краснодарской школы-интерната учатся музыке и ориентироваться в
мире. Научиться исполнять концерт для фортепиано с оркестром, пользоваться
картой не глядя, а ещё - не бояться трудностей и верить в свои силы, даже если
живёшь в полной темноте. Всему этому учат слабовидящих и незрячих детей в
краснодарской музыкальной школе. Такой интернат в России всего один.
Арина
старательно разучивает новое музыкальное произведение - готовится к концерту.
Педагоги называют ее очень способной. Но с Ариной еще нужно работать. Она
особая ученица. В это сложно поверить, глядя, как ее пальчики летают над
клавишами, но маленькая пианистка совершенно не видит.
Арина Переладова:
"Сюда я приехала ради свой музыкальной школы. В Красноярске я ходила в
другую музыкальную школу, но там методика другая, там для зрячих".
Это единственная в
России музыкальная школа-интернат для слабовидящих и слепых. Одаренные дети
приезжают сюда со всей страны. Но остаются из них единицы - в школе
ограниченное количество мест и достаточно строгий отбор.
Александра
Куценко, директор: "Абсолютный музыкальный слух есть не у многих детей.
Уповать на то, что все слепые станут музыкантами - абсолютно неправильно".
Все начинается с
занятий в подготовительной группе. Уроки ритмики и сольфеджио. Талантливым ученикам
предлагают выбрать инструмент по душе. Несколько лет подряд ребята изучают
музыку на ощупь.
Здесь находится
одна самых больших в стране музыкальных библиотек для слепых. На стеллажах
сонаты, этюды и вальсы всех композиторов мира, отпечатанные шрифтом Брайля.
Проделали эту работу сами преподаватели с помощью специальной печатной машинки.
Таким школам не
хватает пособий и материалов. В интернате, где слепые и слабовидящие музыканты
живут и получают среднее образование, хранят даже старые и списанные учебники.
Вот, например, географические карты изданные в 1983 году. Здесь тщательно
прорисованы все горы и реки. По новым пособиям школьникам учиться труднее. Они
меньше и не такие подробные.
Сложнее на улице.
Окружающий мир изучают досконально по специальной методике. Сначала прогулки,
во время которых все ощупывается чувствительными детскими пальчиками.
Вернувшись в класс, ученики воссоздают дома и улицы с помощью конструктора. Уже
несколько занятий Коля Шакин работает над уменьшенной копией своей школы.
Во время уличных
прогулок школьников учат не стесняться обращаться за помощью к прохожим, не
бояться новых и незнакомых мест. Это поможет им и в повседневной жизни, и на
концертных выступлениях.
Сыграть на сцене -
осуществившаяся мечта 11-летней Арины. Теперь она хочет стать профессиональным
музыкантом и когда-нибудь исполнить произведения любимого Гайдна вместе с
большим симфоническим оркестром.