О реализации права на образование детей с отклонениями в развитии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ВФ-577/06
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 2608-ВС
ПИСЬМО
от 4 апреля 2007 года
О РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, НА ОБРАЗОВАНИЕ
В целях оказания помощи органам управления образованием, органам социальной
защиты населения субъектов Российской Федерации, руководителям детских
домов-интернатов для умственно отсталых детей (далее - дома-интернаты) в
реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в
домах-интернатах, на образование Минобрнауки России и Минздравсоцразвития
России сообщают.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан Российской Федерации.
Статья 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об
образовании" устанавливает государственные гарантии общедоступности и
бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования. При этом возможность получения образования
гарантируется гражданам Российской Федерации независимо от их состояния
здоровья и места жительства.
_________________________________________________________________________________________
Примечание:
Федеральным законом от 30.06.2007 N 120-ФЗ термин "граждане (обучающиеся,
воспитанники, дети) с отклонениями в развитии" заменен термином
"граждане (обучающиеся, воспитанники, дети) с ограниченными возможностями
здоровья".
_________________________________________________________________________________________
В целях реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии
государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений
развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Дополнительные гарантии права детей-инвалидов на образование установлены
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации". Согласно статье 18 указанного
Федерального закона дошкольное, внешкольное воспитание и образование
детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида обеспечиваются образовательными учреждениями совместно с органами
социальной защиты населения и органами здравоохранения. Воспитание и обучение
детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются
расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
_________________________________________________________________________________________
Примечание:
Письмом Минобрнауки РФ от 12.07.2007 N 03-1563 направлены Рекомендации по
организации образовательного процесса в учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования для лиц с
ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, неслышащих, слабовидящих).
_________________________________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 2 августа 1995 года
N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях
социального обслуживания, в том числе в домах-интернатах, имеют право на
получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их
физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается
путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания
специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового
обучения в порядке, установленном законодательством.
В дом-интернат принимаются дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет с
отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в
постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и
трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной
жизненной ситуации.
Обучение детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате, может быть организовано
путем зачисления их в специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии либо иное
образовательное учреждение, организующее обучение детей с отклонениями в
умственном развитии, как правило, расположенное территориально наиболее близко
к дому-интернату.
Возможно также создание филиала образовательного учреждения или
самостоятельного образовательного учреждения с использованием помещений,
оборудования и другого имущества, принадлежащего дому-интернату и
предоставляемого им образовательному учреждению или его филиалу на договорной
основе.
Дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах, зачисляются в образовательное
учреждение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об
образовании.
Учебные занятия могут быть организованы как непосредственно в доме-интернате,
так и в образовательном учреждении или его филиале. При необходимости
организуется подвоз детей-инвалидов и (или) педагогических работников
образовательного учреждения к месту проведения учебных занятий и обратно.
К участию в образовательном процессе целесообразно привлекать педагогических и
медицинских работников дома-интерната.
При организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в
домах-интернатах, следует руководствоваться Типовым положением о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 марта 1997 г. N 288.
Методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений
деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, в том числе детей с глубокой умственной отсталостью и детей со
сложным дефектом, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом
виде специального (коррекционного) образовательного учреждения содержатся в
инструктивном письме Минобразования России от 4 сентября 1997 г. N 48 "О
специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I
- VIII видов" (в редакции инструктивного письма Минобразования России от
26 декабря 2000 г. N 3) и письме Минобразования России от 3 апреля 2003 г. N
27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный
дефект".
Рекомендации по организации обучения детей-инвалидов должны также содержаться в
индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой федеральным
учреждением медико-социальной экспертизы.
При разработке образовательных программ, учебных планов, годового календарного
графика и расписания занятий необходимо учитывать возраст, состояние здоровья,
особенности психофизического развития и индивидуальные возможности
детей-инвалидов, а также сроки их пребывания в доме-интернате.
Образование детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, должно быть направлено
на решение проблем максимально возможной социализации детей, их
допрофессиональной подготовки, последующего профессионального обучения и
трудоустройства.
Выпускникам образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию,
проживающим в домах-интернатах, выдается в установленном порядке свидетельство
государственного образца об окончании специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида или специального (коррекционного) класса
общеобразовательного учреждения.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным принятие органами управления
образованием и органам социальной защиты населения субъектов Российской
Федерации мер по созданию условий для полноценной организации образовательного
процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, включая
зачисление детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, в образовательное
учреждение, обеспечение учебниками, учебными пособиями, техническими средствами
обучения, разработку образовательных программ, учебных планов, организацию
подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников домов-интернатов
и образовательных учреждений по вопросам образования детей-инвалидов,
проживающих в домах-интернатах.
О принятых мерах просим проинформировать соответственно Минобрнауки России и
Минздравсоцразвития России в срок до 1 июня 2007 г.
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
В.Н.ФРИДЛЯНОВ
Заместитель Министра
здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ
Источник: http://www.roboi.ru/legislation/sgmo/ |