Госстрой России
Минсоцзащиты России
АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева
РЕКОМЕНДАЦИИ
По проектированию
Окружающей среды, зданий и сооружений
С учетом потребностей инвалидов и других
Маломобильных групп населения
Выпуск 19
Общественные здания и сооружения.
Здания и сооружения транспортного назначения
МДС 35-9.2000
Скачать бесплатно МДС 35-9.2000
УДК 728.1.001.17-056.24
СОДЕРЖАТ рекомендации по проектированию железнодорожных вокзалов,
аэровокзалов, автовокзалов, метрополитена, пересадочных узлов вокзальных
комплексов с учетом потребностей инвалидов, приведены планировочные решения
вокзалов, метрополитена, перронов, основных функциональных зон, детали и
элементы архитектурно-конструктивных решений.
РАЗРАБОТАНЫ АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева (кандидаты архитектуры Н.Б.
Мезенцева, Е.М. Лось, И.И. Маркова, архитекторы Н.А. Клементьев, Е.В.
Рязанова) при участии канд. архит. Г.И. Быковой.
ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для инженерно-технических работников проектных и строительных
организаций, органов социальной защиты, обществ инвалидов.
Предисловие
Инвалиды, престарелые, а также граждане с малолетними детьми чаще всего
пользуются различными видами городского и магистрального транспорта. При
дальних передвижениях этих пассажиров необходимыми объектами для их
обслуживания становятся вокзалы различного назначения (железнодорожные,
речные, морские, автобусные, аэровокзалы). Встречающиеся на практике
недостатки планировки, организации пешеходных путей, обслуживания в
вокзальных комплексах затрудняют передвижение этой категории лиц на большие
расстояния.
Проблема транспортного обслуживания инвалидов обусловлена отсутствием
специального оборудования общественного транспорта, а также связана с
недостатками строительных норм и правил, ориентированных на здоровых людей. В
общественных зданиях транспортного назначения и на прилегающих к ним
территориях имеются так называемые строительные барьеры (бортовые камни,
лестницы, недостаточные по ширине проемы и проходы и т. д.), делающие
недоступными эти сооружения для инвалидов в креслах-колясках.
В пространственно развитых городах отмечается увеличение дальности поездок
населения, включая лиц с ограниченными физическими возможностями, с
использованием нескольких видов транспорта. Пересадки при поездках (от одной
и более пересадок) особенно утомительны для ослабленных людей.
В Рекомендациях рассматриваются вопросы улучшения обслуживания инвалидов,
престарелых и пассажиров с детьми в вокзальных комплексах различного
назначения, на пересадочных узлах, в метрополитене.
Настоящие Рекомендации распространяются на проектирование зданий
транспортного назначения с учетом потребностей инвалидов и являются
дополнением положений ВСН 62-91 *.
Положения настоящего документа имеют рекомендательный характер, но становятся
обязательными при включении их в архитектурно-планировочное задание и задание
на проектирование для возможности использования сооружений транспортного
назначения инвалидами.
Рекомендации применимы к новым объектам транспортного назначения, а также
могут быть использованы при реконструкции существующих сооружений.
В Рекомендациях рассматриваются только специальные строительные требования к
транспортным сооружениям с учетом потребности инвалидов. Все общестроительные
требования, которыми следует руководствоваться при проектировании сооружений
транспортного назначения, приведены в «Рекомендациях по проектированию
окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других
маломобильных групп населения”.
В Рекомендациях также рассматриваются вопросы обслуживания инвалидов,
престарелых и пассажиров с детьми в вокзальных комплексах различного
назначения, на пересадочных узлах, в метрополитене.
Вокзальные комплексы различного назначения (железнодорожные, речные, морские,
автобусные, воздушные) включают все функционально и композиционно
взаимосвязанные между собой здания, сооружения и устройства, предназначенные
для обслуживания пассажиров и проведения билетных, багажных, почтовых и
других операций.
В Рекомендациях последовательно представлены:
общие требования к вокзалам (привокзальная площадь; основные функциональные
зоны; информационные средства);
специальные требования к основным пассажирским, служебно-техническим и
вспомогательным зданиям и сооружениям; к архитектурно-пространственной
композиции, решению малых форм архитектуры, перронам (приемоотправочные
железнодорожные пути и пассажирские платформы, причалы и пирсы морских и
речных портов, внутренняя транспортная территория автовокзалов, авиаперрон
аэропорта).
Организация пешеходных переходов, приемы разделения пешеходных и транспортных
потоков на привокзальных площадях, организация мест для стоянок инвалидного
автотранспорта, площадок для отдыха даны в ”Рекомендациях по проектированию
окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и
других маломобильных групп населения” (Вып. 2. Градостроительные требования.
— М., 1995).
Организация входов в здания вокзалов, пандусов, санузлов дана в
“Рекомендациях по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с
учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения” (Вып.
1. Общие положения. — М., 1995).
Рекомендации основаны на изучении опыта проектирования, строительства и
эксплуатации зарубежных и отечественных объектов, результатах исследований,
проведенных в АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева, ЦНИИП градостроительства. Они
рассчитаны на проектирование сооружений транспортного назначения с учетом
потребностей инвалидов различных категорий:
с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), использующих различные
приспособления для ходьбы или кресла-коляски;
с дефектами зрения (ДЗ);
с дефектами слуха (ДС).
1. Вокзалы. Общие требования
ПРИВОКЗАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДИ
Привокзальные площади обеспечивают условия взаимодействия магистрального,
пригородного и других видов городского транспорта. Они связаны с основными
функциональными зонами и планировочными районами городов общественным
транспортом и системой магистральных улиц и автомобильных дорог.
На привокзальных площадях должно быть обеспечено беспрепятственное движение
специального и индивидуального транспорта для обслуживания инвалидов, а также
минимальное количество конфликтных точек в пунктах пересечения путей движения
пешеходов-инвалидов и транспортных средств.
Размеры привокзальных площадей и их конфигурация зависят от конкретной
градостроительной ситуации, организации движения транспорта на площади и
других факторов. В любом случае длина пешеходного пути от остановочных пунктов
городского общественного транспорта до зданий вокзалов не должна превышать
для маломобильных пассажиров 100 — 150 м на крупных вокзальных комплексах.
На привокзальных площадях выделяют участки, предназначенные для
посадки-высадки пассажиров-инвалидов (при помощи специального
знака-пиктограммы), а также места для стоянки личных транспортных средств
инвалидов. Длина пешеходного пути от стоянок инвалидов до входов в здание
вокзалов не должна превышать 50 м.
Вокзальные комплексы различного назначения (железнодорожные, автобусные,
воздушные) включают все функционально и композиционно взаимосвязанные между
собой здания, сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания
пассажиров и проведения билетных, багажных, почтовых и других операций.
В предвокзальной зоне с точки зрения удобства для инвалидов желательно
размещать общественные здания, предназначенные для обслуживания пассажиров в
непосредственной близости от вокзалов. Рекомендуется кооперировать здания
вокзалов с гостиницами, торговыми зданиями, транспортными агентствами,
ресторанами, туристическими бюро и т.д., планировочные и технологические
требования каждого из которых должны соответствовать требованиям инвалидов.
При отдельно стоящих гостиницах необходимы остановки подвозящего транспорта,
приспособленного для инвалидов, а также стоянки личного автотранспорта
инвалидов.
При размещении инвалидов в гостинице желательно отдавать предпочтение
номерам, расположенным на первых этажах, ближайших к зданию вокзала, порта,
аэровокзала, автобусной станции и обеспечить около них остановки подвозящего
транспорта. При отдельно стоящих зданиях гостиниц необходимо предусмотреть
стоянки личного автотранспорта инвалидов.
Необходимость разделения путей пешеходов и транспорта на привокзальных
площадях определяется, главным образом, количеством единиц городского
транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи, автомобили) и условиями их
движения.
Организацию движения пешеходов на привокзальных площадях решают с
использованием преимущественно следующих приемов:
устройства пешеходной зоны полуостровного типа в центральной части
привокзальной площади, разделяемой, таким образом, на площадь прибытия и
площадь отправления;
устройства пешеходной зоны по периметру привокзальной площади;
организации движения пешеходов и транспорта в двух или нескольких уровнях с
использованием тоннелей, эстакад и других сооружений для развязки потоков
пешеходов и транспорта.
На главных пешеходных путях при удобной возможности обхода здоровыми
пешеходами остановившегося инвалида не потребуется изменения предлагаемого
нормами метода расчетной проектной ширины тротуаров.
Ширина участков эвакуации или накопления на остановочных пунктах, где
инвалиды могут находиться достаточное время, а также пешеходных путей
второстепенного значения, например, у отдельных учреждений “попутного”
обслуживания, информационных стендов, киосков, павильонов должна быть
увеличена с учетом возможности подъезда и разворота кресла-коляски (черт. 1).
На основных пешеходных путях не допускается установка киосков и т. п.,
препятствующих движению маломобильных пассажиров.
Для организации движения пассажиров с ПОДА, а также с ДЗ на привокзальных
площадях следует предусматривать комплекс планировочных, конструктивных и
технических мер:
избегать по возможности перепадов уровней и препятствий на путях движения;
при перепадах уровней устраивать пандусы и ступени лестниц с поручнями (число
ступеней должно быть не менее трех);
у вертикальных препятствий необходимо устанавливать ограждения, поверхность
пути которых должна быть ровная, нескользкая;
на тротуарах устраиваются рельефные полосы, предупреждающие инвалидов с ДЗ о
возможных опасностях, а вблизи входов в здание вокзала предусматриваются
стоянки для машин инвалидов (черт. 2).
|