Государство
и общество, как могут, пытаются помочь инвалидам, прикованным к коляскам. Но
всегда ли эти усилия направлены в верное русло? Когда мы видим этих людей,
стараемся не встречаться с ними глазами - еще подумают, что слишком уж
пристально их разглядываем, таким образом как бы подчеркивая их непохожесть на
всех остальных...
Но,
может быть, в нашем подсознании мелькнет в такой момент и другая мысль -
осознание чувства вины за то, что большинство из нас равнодушно и безучастно
наблюдают за их существованием, за то, что вспоминаем о них лишь в, конечно,
нужные, но все-таки зачастую выхолощенно-формальные всемирно отмечаемые дни и
декады, которые к тому же проводятся не так уж и часто. А в перерыве между
такими акциями - дни, недели, месяцы и даже годы забвения. Речь идет о людях с
ограниченными физическими возможностями. В частности, об
инвалидах-колясочниках.
Всем известно
выражение, что о степени зрелости общества надо судить по тому, как в нем
относятся к старикам и детям. Но такой же лакмусовой бумажкой, характеризующей
гуманность того или иного социума, без всякого сомнения, является и восприятие
им проблем инвалидов. И здесь следует учитывать все - и существовавший до
последнего времени циничный ритуал периодически подтверждать статус инвалида
людям, лишенным конечностей, и отмену налоговых льгот для предприятий, на
которых заняты работники с ограниченными возможностями, и даже отсутствие в
стране собственного производства современных, удобных и относительно недорогих
инвалидных колясок, кресел и другого вспомогательного оборудования. Но одним из
главных и определяющих показателей отношения общества к людям, ограниченным в
своих возможностях, является наличие для них со-ответствующей инфраструктуры в
наших городах.
Спуски
в переход как показатель гуманности общества
Думаю, все жители
Казани, да и других городов республики, видели металлические уголки,
закрепленные на лестницах в наших подземных переходах. Спуститься-забраться по
ним людям на колясках невозможно ввиду невероятно большого угла наклона, зато у
тех, кто с этой проблемой не сталкивается, создается стойкое убеждение: и у нас
что-то для инвалидов делается. Скажу, может быть, излишне жестко, но, по-моему,
эти ржавые нелепые уголки под немыслимым углом - и есть самый яркий символ
того, как сегодняшнее общество относится к запросам людей, передвигающихся на
колясках...
Автодороги,
тротуары, парки, общественные и образовательные здания, государственные
учреждения в своем подавляющем большинстве абсолютно не приспособлены под нужды
инвалидов. В той же столице республики лишь пару-тройку мест массового
посещения можно причислить к удобным для них.
Со зданиями старой
постройки все понятно - в советские времена на эту тему было не принято
говорить, а людей с видимыми физическими недостатками было "не
принято" видеть на улицах. Поэтому и архитектура городов на них была не
рас-считана. Однако всерьез заставляет задуматься то, что и новые, буквально
вчера спроектированные и возведенные строения также не рассчитаны на эту
категорию граждан.
Самым последним
примером этого стала масса нарушений в ходе строительства спортивных объектов к
Универсиаде 2013 года в Казани. Специально созданная Госсоветом республики
комиссия недавно посетила новые спортсооружения и вынесла вердикт: большинство
из них не рас-считано на инвалидов. Спортом у нас, по мнению архитекторов и
строителей, видимо, интересуются исключительно здоровые люди.
Посмотреть
на поезд метро - и обратно наверх
Но самым
показательным примером, демонстрирующим отношение к людям, скажем так, с
особыми потребностями, являются запущенные в эксплуатацию станции казанского
метро. Они устроены таким образом, что имеют основательные, удобные и,
безусловно, дорогостоящие спуски для инвалидов под землю. Но, попав вниз, эта
категория граждан обнаруживает там красивую и добротно сделанную, но
неприступную для них лестницу, ведущую непосредственно на платформу. То есть
они имеют возможность лишь издали посмотреть на поезда метрополитена и,
развернувшись, выбраться обратно. Парадокс, который с помощью здравого смысла
объяснить невозможно.
О других видах
транспорта лучше не вспоминать - попасть в автобусы, трамваи и троллейбусы,
курсирующие по улицам наших городов, инвалидам-колясочникам просто
невозможно...
Но самое печальное
то, что многие из них не могут покинуть даже собственную квартиру, так как не в
состоянии преодолеть неприспособленные для этого лестничные марши. В Казани
даже были случаи жалоб инвалидов по этому поводу в прокуратуру. Но если даже
после вмешательства надзорного ведомства коммунальщики и сделали приспособления
для спуска одной коляски, проблему остальных людей с ограниченными
возможностями это никак не решило.
- Я нечасто выхожу
из дома, - говорит двенадцатилетняя Даша Курницина, проживающая в одной из
"хрущевок" по улице Латышских Стрелков. - Обычно папа выносит меня на
руках. А иногда они с дядей Славой, другом папы, берут меня вместе с коляской.
Но отец работает водителем-дальнобойщиком, поэтому такое бывает максимум раза
два в неделю.
Положение Даши еще
не самое худшее. Сотни инвалидов-колясочников в городе вообще годами не выходят
из квартир. И об их моральном состоянии можно только догадываться.
А
как у них?
Все мы слышали,
как в развитых странах относятся к людям с ограниченными возможностями. Автору
этих строк довелось увидеть это самому. Вот лишь некоторые, но достаточно
показательные штрихи.
Прага. Трамвайная
линия. В вагон собирается забраться инвалид-колясочник. Водитель трамвая
выходит на улицу, откидывает специальный порожек, по которому человек без труда
поднимается в салон. Там, в свою очередь, из стены вытягивается ремень
безопасности, которым инвалид пристегивается.
Венеция. Вокруг по
нашим меркам просто огромное число инвалидов на колясках, приехавших как из
самой Италии, так и из других стран. Самый распространенный вид транспорта -
гондолы. В месте причаливания каждой - специальный человек, помогающий
швартоваться. Без всяких разговоров уверенными движениями он помогает
колясочникам забираться в судно. Ни о каких чаевых речи не идет. Это здесь -
обычная практика.
Это случаи из
жизни благополучной Европы. Но каково же было мое удивление, когда на всех
надземных переходах в Шанхае я увидел специальные сооружения (довольно сложные
и поэтому явно очень недешевые) для подъема людей на колясках! И сразу же
вспомнились не столь давно построенные надземные переходы в Казани...
Наши
паралимпийцы лучшие, потому что...
В разговорах люди
иногда горько иронизируют: не потому ли наши спортсмены так успешно выступают
на Паралимпийских играх, что в повседневной жизни проходят самые жесткие
тренировки, преодолевая различные препятствия как морального, так и
"инфраструктурного" плана... А ведь согласно закону "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" людям с ограниченными
физическими возможностями обязаны создать условия для беспрепятственного
доступа ко всем зданиям и учреждениям. Эти же требования повторяет и
Градостроительный кодекс РФ, в котором предусмотрены даже штрафы для
нарушителей: для должностных лиц - от двух до трех тысяч рублей, для
юридических - от двадцати до тридцати тысяч.
- Положения этих
документов практически не применяются, так как просто не существует органа,
следящего за их исполнением, - говорит юрист правовой консультации,
специализирующейся на помощи инвалидам в Казани, Сергей Маркелов. - А
правовая культура, да и просто человеческие качества наших людей, увы, зачастую
оставляют желать лучшего. Балом правит его величество прибыль, ведь
инфраструктура для людей с ограниченными физическими возможностями - это
дополнительные затраты...
В последние годы
все чаще как власть, так и общественность в республике обращаются к теме
благотворительности. И это один из показателей духовного выздоровления
общества, постепенного разворота от ложных ценностей к истинным. Но кто сказал,
что помощь людям с особыми потребностями - задача менее гуманная и значимая?
Однако помощь может быть различной. И часто положить купюру в урну сбора
средств для нуждающихся проще, чем каждодневно учитывать в своей работе
интересы людей, которые сами о них заявить не могут.
Изменение
инфраструктуры наших городов под нужды инвалидов - масштабнейшая задача и по
времени, и по финансовым затратам, и по тому объему сил, которые предстоит
приложить. Она, возможно, потребует принятия специальных программ на различных
уровнях управления.
Но сегодня
необходимо понять главное - люди с ограниченными физическими возможностями в
действительности куда в меньшей степени требуют помощи, чем принято считать.
Создай им нормальные условия для физического передвижения, и они перестанут
нуждаться в посторонних волонтерах, социальных работниках, а смогут
самостоятельно и без чужой помощи посещать все необходимые учреждения. В этом
случае они лишатся во многом постыдного статуса иждивенцев, а станут
равноправными членами общества, способными сами себя обеспечить. Удобная для
этой категории людей инфраструктура городов - это та "удочка",
которая может обеспечить их относительно независимое положение и,
следовательно, значительно поднять их социальный статус. Однако общество и
государство по-прежнему продолжают кормить этих людей надоевшей "рыбой".
Если касаться Зеленогорска , то показательным является пандус в библиотеке им.Маяковского. На входе стоит замечательный пандус . Один из немногих в городе пандусов которым можно реально пользоваться . И уклон нормальный и перила есть и на нужной высоте . Вобщем,браво! Но вот человек попал на первый этаж ,и что дальше? Трудности с подъемом человека в инвалидной коляске на второй этаж (к взрослому абонементу ,абонементу исскуств ,залу каталогов и Солнечному залу понятны - туда по пандусу инвалид забратся не сможет . Доставить его туда сможет лесничный подъъёмник либо специальный лифт , установит их очень непросто технологически да и весьма дорого . А вот сделат нормальныый (с соблюдением СНИПов на подобные сооружения) пандус ччтобы было можно заехать (если ребёнок инвалид ) в детский абнемент или в чит.зал . Инвалид сможет заказать необходимые ему книги , будет замечательно если он сможет воспользоватся не только читальным залом ,но оформить книги (которые могут быть не только в читальном зале,но и на абонементе ) взять их на дом. Ибо поход в библиотеку,для колясочника,целая история. Пандус на входе -это замечательно . Но ,не в раздевалку только человек пришел ,точнее приехал. А как до книг добраться?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]