Нормативно-правовое обеспечение трудоустройства инвалидов с психическими расстройствами
Нормативно-правовое обеспечение
трудоустройства инвалидов с психическими расстройствами
В статье рассмотрены
основные положения международного и российского законодательства в сфере
реализации права инвалидов на труд
В настоящее время
очень остро стоит проблема трудоустройства и социализации инвалидов с
психическими расстройствами. Причины этому находятся в отсутствии системы
реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами, которые в
большинстве случаев попадают в психоневрологические интернаты.
Необходимо
повсеместно развивать систему социализации таких инвалидов через службу ранней
помощи, создание условий для получения образования, овладения профессиональными
навыками и рабочего места.
Предпосылки для
развития системы, при которой инвалиды с психическими расстройствами могут
реализовать свое право на образование и труд, уже заложены в законодательстве.
Другое дело, что многие нормы являются "мертвыми", т.е. практически
не работают.
Так, Конституция
РФ устанавливает следующие гарантии:
- Гарантии
возможности получения образования вне зависимости от состояния здоровья.
- Государство создает
гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов.
- Право родителей
выбирать образовательное учреждение и форму получения образования для своих
детей.
- Труд свободен.
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду,
выбирать род деятельности и профессию.
Далее, Законом
"Об образовании" предусматривается:
- Возможность
установления специальных стандартов.
- Внеконкурсный
прием в учреждения среднего профессионального и высшего образования.
- Создание для
детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение,
воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
- Образовательные
программы таких учреждений разрабатываются на базе основных общеобразовательных
программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей
обучающихся, воспитанников.
- Обучение по
индивидуальным учебным планам.
В соответствии с
Законом "О социальной защите инвалидов в РФ":
- Создаются
специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов
или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях
общего типа.
- Резервирование
рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
- Стимулирование
создания организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных)
для трудоустройства инвалидов.
- Создание
инвалидам условий труда в соответствии с ИПР.
- Создание условий
для предпринимательской деятельности инвалидов.
- Организация
обучения инвалидов новым профессиям.
- Очень важным
является закрепление в Трудовом Кодексе РФ ряда льгот для инвалидов, запрещение
дискриминации в сфере труда и закрепление обязанности работодателя создавать
для инвалидов условия труда в соответствии с ИПР.
В процессе
трудовой социализации инвалида с психическим расстройством особое место
занимает пригодность инвалида к выполнению отдельных видов работ. В связи с
этим Законом "О психиатрической помощи гражданам" предусмотрено
временное (на срок не более пяти лет и с правом последующего
переосвидетельствования) признание гражданина непригодным вследствие
психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной
деятельности на основании Перечня противопоказаний, утвержденного
Правительством РФ.
По вышеуказанному
закону государство берет на себя в отношении лиц, имеющих психические
расстройства, следующие обязательства:
- организует
общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих
психическими расстройствами;
- создает
лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым
профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими
расстройствами, включая инвалидов, а также облегченные условия труда для таких лиц;
- устанавливает
обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях
для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;
- применяет методы
экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих
рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;
В статье 24
Конвенции ООН о правах инвалидов говорится: "Государства-участники
признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на
получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид
свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок
труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными
для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права
на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время
трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке,
надлежащих мер, направленных, в частности, на следующее:
- запрещение
дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся
всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости,
сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда;
- защита прав
инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда,
включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности,
безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и
удовлетворение жалоб;
- обеспечение
того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права
наравне с другими;
- наделение
инвалидов возможностью эффективного доступа к общим программам технической и
профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и
непрерывному обучению;
- расширение на
рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по
службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении
работы;
- расширение
возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства,
развития кооперативов и организации собственного дела;
- наем инвалидов в
государственном секторе;
- стимулирование
найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые
могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры;
- обеспечение
инвалидам разумного приспособления рабочего места;
- поощрение
приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;
- поощрение
программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих
мест и возвращения на работу для инвалидов".
Следует признать,
что, несмотря на наличие законодательной базы в области защиты прав
инвалидов, в РФ люди с серьезными психическими нарушениями являются одной из
наименее защищенных социальных категорий. Даже имеющиеся законы на практике в
большинстве случаев не выполняются. Представители государственных организаций
действуют на основании подзаконных актов либо по собственному произволу, с
другой стороны, многие подзаконные акты положительной направленности носят
рекомендательный характер и не подлежат обязательному исполнению.
Проблемой является
то, что дети с глубокой умственной отсталостью, которые живут в своих семьях,
могут обучаться силами родителей, а государство обязано компенсировать их
затраты, в соответствии с Законом об образовании. Однако в большинстве случаев
такие компенсации можно получить только в судебном порядке.
Государство
практически не может оказать услуги по социальной и профессиональной реабилитации
инвалидов с глубокой умственной отсталостью. В России отсутствует система
профессиональной реабилитации и трудоустройства данной категории инвалидов.
Трудовая деятельность для них возможна только в учреждениях системы социальной
защиты. Поэтому родители обращаются за подобными услугами в негосударственные
организации и вынуждены оплачивать их самостоятельно.
Проанализировав
ситуацию, можно вычислить основные факторы, препятствующие интегрированному
трудоустройству инвалидов:
-
"Мертвые" нормы законодательства
- Отсутствие
системы профессиональной реабилитации и трудоустройства данной категории
инвалидов
- Негативное
общественное мнение
- Введение
нерабочей 3-й степени ограничения способности к трудовой деятельности,
устанавливающей запрет на труд
- Неэффективная
система квотирования
- Отсутствие
механизма субсидирования государством создания специальных условий труда
- Государственные
структуры не принимают на работу инвалидов
Таким образом,
люди с психическими нарушениями, не способные самостоятельно отстаивать свои
права, в большинстве случаев лишены возможности обучаться и работать и
оказываются в тяжелой изоляции от общества. И для решения этого вопроса, на мой
взгляд, необходимо совместно с государством устранить указанные факторы,
которые препятствуют включению инвалидов с психическими расстройствами в
общество.