В
ближайшие годы России предстоит интегрироваться в мировое цивилизованное
сообщество в области защиты прав инвалидов. Однако пока государственные деятели
думают о том, где изыскать средства на реализацию этого процесса,
железнодорожники по собственной инициативе делают первые шаги в данном
направлении.
В
сентябре 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая
предусматривает в качестве государственного обязательства создание безбарьерной
среды для людей с ограниченными физическими возможностями, чтобы они могли
вести нормальную, полноценную жизнь наравне со здоровыми. В настоящее время
идёт подготовка к ратификации этого документа. Также в соответствии с посланием
президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию Минздравсоцразвития при
участии причастных министерств и ведомств разработало проект государственной
программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы, которая должна заложить основы
нового подхода к формированию жизненного пространства для инвалидов и
маломобильных групп населения.
Права
есть – возможностей нет
В своих поручениях
президент особо обратил внимание правительства и руководителей регионов на
проблемы в сфере общественного транспорта и необходимость его обновления с
учётом потребностей инвалидов, так как его доступность позволит значительно
улучшить качество жизни этой категории граждан. Пока же реальность такова.
Более 9 % от числа всего населения России, или 13 млн её жителей – это
инвалиды, еще 35–40 млн человек относятся к маломобильным группам граждан
(малолетние дети, пожилые люди, беременные женщины и т.д.), но транспорт и
транспортная инфраструктура страны практически не учитывают их потребности.
Таким образом, более трети населения испытывают трудности в передвижении.
– Транспортная
инфраструктура в нашей стране до сих пор остаётся для инвалидов недоступной
даже вопреки нормам Конституции, тем самым нарушаются права людей с
ограниченными возможностями, – говорит депутат Государственной думы,
сопредседатель Межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов
Валерий Селезнёв. – Несмотря на задачи, поставленные в государственной
стратегии по обеспечению доступности пассажирского транспорта к 2030 году для
маломобильных групп населения на 90%, в ныне действующей Федеральной целевой
программе развития транспортной системы страны на 2010–2015 годы нет даже
специального раздела, не говоря уже о плане мероприятий по адаптации
транспортной инфраструктуры к нуждам инвалидов. Технические регламенты и
стандарты по транспорту и транспортной инфраструктуре во многом несовершенны и
не отвечают современным требованиям, так как в полной мере не учитывают
потребности людей с ограниченными возможностями. Кроме того, слабо определена
мера ответственности за несоблюдение требований по организации
беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспорта.
На практике это
выливается в то, что инвалиды практически лишены возможности передвигаться
самостоятельно, путешествовать и полноценно участвовать в общественной жизни.
Доходит до
абсурда. Сопредседатель межфракционного депутатского объединения по делам
инвалидов Госдумы, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин
рассказал о том, что до сих пор нередки случаи, когда людей с инвалидностью не
пускают в самолёт! «Я рад тому, что хотя бы на железных дорогах не бывает таких
проблем, – признался эксперт. – Но есть другие, когда, например, даже при
наличии свободных мест инвалидам по зрению отказываются продавать билеты в
специализированные купе для инвалидов. Мне представляется, что это неправильно,
пусть не колясочник, но человек с ослабленным или отсутствующим зрением –
особая, уязвимая категория пассажира, часто вынужденная ехать с сопровождающим.
Почему не пойти ему навстречу?»
Большой
плюс в конкурентной борьбе
В соответствии с
программой «Доступная среда» планируется внести изменения в ряд федеральных
законов, в том числе ФЗ №17 «О железнодорожном транспорте в РФ».
Реализация
программы будет проходить в два этапа. Первый – подготовительный – пройдёт в
2011–2012 годах. В течение второго (2013–2015 годы) должны быть реализованы
мероприятия практического характера. Это модернизация подвижного состава
пассажирского транспорта: установка аппарелей, подъёмников, мест крепления
колясок, автоматических звуко- и светозвуковых информаторов, монтаж на остановочных
пунктах и в вагонах пригородного железнодорожного транспорта систем синхронной,
речевой и текстовой информации, пандусов, тактильных и контрастных
поверхностей.
Кроме того,
планируется обустройство для нужд инвалидов железнодорожных вокзалов,
аэропортов, морских и речных портов. В том числе предполагающее установку
специализированных таксофонов для лиц с нарушением опорно-двигательного
аппарата, указателей со световой и звуковой информацией для лиц с потерей слуха
и зрения, оборудование специализированных касс, мест в залах ожидания, кабин в
общественных туалетах, пешеходных и транспортных коммуникаций, остановок,
станций и вокзалов общественного пассажирского транспорта светозвуковой и
тактильной информацией.
Наряду с этим ОАО
«РЖД», не дожидаясь специальных директив, самостоятельно приступило к созданию
условий для маломобильных граждан. Более того, оно рассматривает это не только
как жест доброй воли и социальной поддержки населения, но и как инструмент
повышения конкурентоспособности транспортной инфраструктуры за счёт создания
современных пересадочных узлов.
«Современный
вокзал всё дальше уходит от понятия «перрон плюс зал ожидания» – теперь это
общественно-деловой центр, ключевой транспортно-пересадочный узел и важнейшая
часть городской среды, – говорит генеральный директор ОАО «РЖД-Развитие
вокзалов» Михаил Грудинин. – С этой точки зрения принципиальным для нас
является реальное закладывание в проектную документацию решений по созданию
этой среды. Ещё два года назад ОАО «РЖД» утвердило концепцию эффективного
развития и модернизации вокзалов, базирующуюся на этом подходе, где
предусмотрены конкретные меры для того, чтобы сделать городскую транспортную
среду доступной для инвалидов. То есть ОАО «РЖД» в буквальном смысле –
локомотив, который в этой ситуации прокладывает путь и создаёт прецедент для
остальных монополий».
Свой 20-летний
опыт в оборудовании вокзала для нужд инвалидов в качестве взаимопомощи,
стратегического партнёрства предлагает концерн Deutsche Bahn.
– Мы выделили три
группы совершенно конкретных предложений в области сервиса, универсального
дизайна и навигации, – говорит исполнительный директор представительства
Deutsche Bahn в России Сергей Замятин. – К сервису относится то, что персонал
должен быть специальным образом обучен и уметь реагировать правильно, адекватно
на людей с ограниченными физическими возможностями, предоставлять им
определённые стандартные услуги, а не удивляться каждый раз, что надо оказать
какую-то локальную помощь.
Универсальный
дизайн – это в первую очередь свободный доступ всех категорий граждан ко всем
функциональным зонам вокзала, подъёмники, пандусы и эскалаторы,
специализированные туалеты, интуитивная, понятная и унифицированная система
навигации. И, конечно, средства и условия безопасности: если произошла чрезвычайная
ситуация, то шансы быть спасёнными должны быть у всех равны.
По мнению
эксперта, вокзалам выгодно быть удобными для инвалидов. Доступные билетные
кассы, телефонные аппараты, банкоматы – это ещё и дополнительное звено в
коммерциализации, поскольку позволит привлечь те самые 9% населения, которые
сейчас не могут активно участвовать в общественной жизни, то есть не покупают
какие-то услуги. Многие из этих решений реализованы на пилотном проекте –
модернизированном Курском вокзале в Москве, а вскоре появятся и ещё на
нескольких в зоне столичного узла.
Кто
заплатит за удобства
Однако в ДЖВ более
340 вокзалов, и все надо модернизировать с учётом современных требований.
«Вопрос в том,
каким образом в рамках нашего бюджета мы можем рассматривать реализацию необходимых
программ, – говорит Михаил Грудинин. – И здесь необходим элемент
государственно-частного партнёрства. ДЖВ пытается создать целую госпрограмму с
Минрегионразвития именно по вокзальной составляющей, потому что транспортная
инфраструктура в России действительно слабо представляется без современного
многофункционального вокзала. Кстати, со слов министра экономики, три процента
ВВП страна сегодня теряет именно из-за низкого качества транспортной
инфраструктуры».
С точки зрения
Сергея Замятина, для установки какого-то дорогого подъёмника или лифта, может
быть, действительно нет денег или спонсора, хотя и об этом следует говорить в
ближайшем временном приближении. Но в то же время табличку, которая стоит,
скажем, 50 руб., уже можно поставить и завтра.
– Мы хотели бы
поблагодарить ОАО «РЖД» за участие и активную позицию по данному вопросу, –
говорит Галина Селиванова, начальник отдела методологии, разработки и
реализации программы «Социальная защита инвалидов» департамента по делам
инвалидов Минздравсоцразвития. – И мы фактически согласны, что данная работа
требует колоссальных финансовых вливаний. Да, государственная программа
«Доступная среда» – это мощный финансовый инструмент. В ней предусмотрено
частичное финансирование мероприятий за счёт средств федерального и
региональных бюджетов, но, к сожалению, только за счёт бюджетных средств
реализовать все направления по формированию «Доступной среды» в России пока не
представляется возможным.
Поэтому, по словам
эксперта, форму государственно-частного партнёрства с участием ОАО «РЖД» надо
сегодня в органах госвласти обсуждать. «Вероятно, это может найти отражение при
совместном обсуждении Минздравсоцразвития с Минтрансом в процессе доработки
проекта государственной программы «Доступная среда», – считает Галина Селиванова.
По мнению Валерия
Селезнёва, программы обеспечения доступности железнодорожного транспорта и
инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп граждан являются не
дополнительными финансовыми обязательствами государства, а неотъемлемой
составной частью единой социально-экономической политики.
Проблема
транспортной доступности для инвалидов обсуждается на различных уровнях
государственной власти. Недавно по результатам дискуссий председатель комитета
Госдумы по транспорту Сергей Шишкарёв направил рекомендации ряду
государственных органов и ведомств. Так, правительству и в проекте
государственной программы «Доступная среда на 2011–2015 годы» рекомендуется
закрепить перечень объектов инженерной, социальной и транспортной
инфраструктуры, приспособление которых к особенностям инвалидов осуществляется
за счёт средств государственной программы, с включением в него объектов
железнодорожной инфраструктуры. При этом органам власти регионов предлагается
проработать вопрос о развитии договорных отношений с ОАО «РЖД» и его дочерними
компаниями по вопросу долевого участия в модернизации вокзалов и прилегающих к
ним территорий, а также включить в целевые и ведомственные программы субъектов
Федерации мероприятия по участию в решении вопросов доступности объектов железнодорожной
инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения.