Со
следующего года должна начать работать госпрограмма для инвалидов
"Доступная среда"
Подготовленный
минздравсоцразвития проект госпрограммы по созданию более комфортной среды для
людей с ограниченными возможностями должен быть принят до конца года. Принцип
"безбарьерной среды" был вписан в закон о социальной защите инвалидов
15 лет назад. За эти годы накоплен опыт: например, новостройки в некоторых
российских городах, в частности все олимпийские объекты в Сочи, возводятся с
учетом возможностей людей, которые с трудом передвигаются без посторонней
помощи.
Но
до сих пор исполнение этой части закона - скорее добрая воля местных властей, а
не их обязанность, за невыполнение которой с них жестко спрашивают. Потому
ставится задача добиться, чтобы по всей стране были созданы социальные и
бытовые условия, обеспечивающие инвалидам комфорт в повседневной жизни, в учебе
и на работе.
Именно для этого и
разработан минздравсоцразвития проект федеральной программы "Доступная
среда 2011-2015". В федеральный бюджет закладывается по 2,3 млрд рублей в
ближайшие два года, в дальнейшем объем финансирования должен увеличиться до 10
млрд рублей в год. Первый - двухлетний - этап программы предусматривает
"обследование и паспортизацию объектов и услуг для инвалидов в регионах",
параллельно пройдут "пилоты" в нескольких регионах. А с 2013 года
начнется переделка под нужды инвалидов "наиболее приоритетных объектов и
услуг". При этом не вполне понятно, почему нужна такая длительная -
двухлетняя - "раскачка". Ведь в качестве "пилотного" опыта
можно взять уже существующие наработки в Москве, Кемерове, Нижнем Новгороде.
Впрочем, работа над проектом продолжается, свои предложения к нему в ближайшее
время должны представить региональные власти. Окончательный вариант программы
должен быть обнародован до конца года.
Точка
зрения
Александр
Лысенко, член Совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации:
- Число
инвалидов в стране превысило 13 млн человек - это почти каждый десятый житель
России. Власть признает важность проблемы, и в минздравсоцразвития в 2010 году
восстановлен упраздненный было департамент по делам инвалидов. Образован Совет
по делам инвалидов при президенте и аналогичные советы при главах регионов. Но
мне более важным кажется не соблюдение внешних "форм", а
"содержание" принимаемых решений. Здесь масса спорных моментов.
Например, мы так и не смогли уйти от медицинской модели инвалидности, когда ее
причины по-прежнему видятся в болезни человека, а не в барьерах окружающей его
среды. До сих пор средства реабилитации предоставляются инвалидам по
"медицинским показаниям". Отчасти это оправданно (например, когда
речь идет о протезах конечностей). Но сегодня даже одежда для инвалидов
относится к "изделиям медицинского назначения". Абсурд!
Официальной
концепции государственной соцполитики в отношении инвалидов нет. А когда нет
стратегии, нет и оснований для "пробивания" необходимых финансовых
ресурсов. При этом забывают, что права людей универсальны и неделимы по
признаку здоровья. Заявления о том, что, например, здание реконструировано без
учета потребностей инвалидов, т.к. не выделены дополнительные средства, звучит
как минимум дико. Будто у нас две страны и два бюджета: один для здоровых,
которым принадлежит монопольное право на жизнь, а другой, извините, убогий -
для инвалидов.
В последнее время,
надо признать, государство стало выделять больше средств. Но социологи говорят,
что две трети инвалидов не ощущают позитивных сдвигов, и практически все (95%)
считают, что государство мало о них заботится. Почему?
Во-первых, деньги
решают далеко не все. Если поход в собес превращается в мучение, потому что на
кресле-коляске туда не въехать, если для получения ортопедической обуви
человеку с больными ногами приходится добираться в другой конец города, то это
связано не с деньгами, а с никудышной организацией социальной работы.
Отдельный разговор
- учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Инвалиды жалуются, что
повсеместно эти специально созданные для работы с ними учреждения
придерживаются принципа "не пущать". А ведь никаких иных функций,
кроме как установить человеку инвалидность и предложить ему программу
реабилитации, то есть реальной помощи, у МСЭ нет. При этом 2,5 тыс. учреждений
МСЭ и их филиалов, которые решают судьбу 13 млн человек и распределяют
многомиллиардные средства на их соцобеспечение, при существующем уровне их
господдержки сами находятся "при смерти".
Во-вторых, система
соцподдержки инвалидов "съедает" огромные деньги, но по-прежнему не
"заточена" на комплексную реабилитацию. Сегодня у нас применяется не
более 35% известных в мире инновационных методов и средств возвращения инвалида
к активной жизни. Может, именно потому в России до сих пор работает лишь один
инвалид из 10, что в 3-5 раз меньше, чем в США и Европе.
24 сентября 2008
года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Думаю, ратификация
состоится в 2011 году. Или даже в 2012 году. И к этому надо быть готовыми. Один
из инструментов - госпрограмма "Доступная среда на 2011-2015 годы".
Но, по-моему, документ в том виде, который выносится на обсуждение в
правительстве, трудно отнести к гос программе, в которой были бы
сконцентрированы все основные направления создания доступной среды.
Ключевой момент -
финансы. В проекте федерального бюджета в течение трех последующих лет на
программу предусмотрено выделять ежегодно 2,3 млрд рублей. В 2009 году только в
Москве на переустройство городской среды для людей с ограниченными
возможностями было потрачено в несколько раз больше. И ведь результаты видны -
плавные съезды с тротуаров на "зебру" появились почти повсеместно. В
масштабах страны же эти два миллиарда, боюсь, растворятся бесследно.
Резюме. При
существующих уровнях финансирования отставание России от ведущих мировых дер
жав в вопросах реализации гражданских прав инвалидов сохранится. Хотя есть
предпосылки к тому, чтобы справиться с проблемой в течение 10-15 лет. Но для
этого необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных и неравнодушных.
Я имею в виду прежде всего изменение общественной и политической идеологии.
Политические решения должны проецироваться на все общество и отвечать интересам
инвалидов наравне с другими людьми. Должна быть создана "критическая
масса" общественного мнения, которая будет стимулировать и нацеливать
власть, бизнес и общество на решение проблем инвалидности. И главное, все это
должно найти отражение в госпрограмме "Доступная среда".
Ирина Невинная
Источник: rg.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/11222/#more |