Проблемы социальной адаптации
инвалидов
Ветрова Ирина Юрьевна –
соискатель кафедры социального управления, социальный педагог по работе с
молодыми инвалидами Центра социального обслуживания инвалидов Заволжского р-на
Проблема
социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе
является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее
время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с
большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря
на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности
общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом
определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые
предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.
Настал момент представить
инвалидность не как проблему определённого круга "неполноценных людей”, а как
проблему всего общества в целом. Её сущность определена правовыми,
экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими
особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые
серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных
социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими
заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям, детям-сиротам, детям
с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества. Данная
ситуация-следствие неверной социальной политики, которая ориентирована только
на часть "здорового” населения и выражает интересы этой категории граждан.
Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных
услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.
Потребности инвалидов можно
условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных
граждан и-особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.
Наиболее типичными из
"особых” потребностей инвалидов являются следующие:
в восстановлении
(компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
в передвижении;
в общении;
в свободном доступе к
объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
в возможности получать
знания;
в трудоустройстве;
в комфортных бытовых
условиях;
в социально-психологической
адаптации;
в материальной поддержке.
Удовлетворение перечисленных
потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в
отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит
перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические
аспекты лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность – это
специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся
ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах.
Вследствии этого инвалиды
становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень
дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди
молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало-со средним общим и высшим
образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной
деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы.
У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься
общественной деятельностью. На наш взгляд, важнейшим условием достижения целей
социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных
прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута,
пока общество не осознает правильность этой идеи. Нужен переход от сигрегированных
видов помощи инвалидам (в виде специальных медико-учебных и производственных
учреждений) к более качественным методам, позволяющим людям находиться в
"струе” общественной жизни.
Взаимоотношение инвалидов и
здоровых-мощнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает зарубежный и
отечественный опыт, инвалиды нередко даже имея все потенциальные возможности
активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что
остальные сограждане не хотят общаться с ними, предприниматели опасаются
принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся негативных
стереотипов. Поэтому организационные меры по социальной адаптации, не
подготовленные в психологическом плане, могут оказаться неэффективными.
Немногочисленные исследования, посвящённые этому вопросу, выявили следующее:
представители различных слоёв населения в принципе признают (97%), что
существуют слабые и малозащищённые группы, нуждающиеся в помощи общества и
только 3% опрошенных говорили, что при оказании социальной помощи никому не
должно отдаваться предпочтение. По вопросу приоритетности помощи некоторым
группам людей мнения распределились следующим образом: более 50% граждан
считают, что в ней наиболее нуждаются дети-инвалиды, за ними пожилые люди,
живущие в домах для престарелых (47,3% опрошенных), дети-сироты (46,4%),
взрослые инвалиды (26,3%), Чернобыльцы (20,9%), матери-одиночки (18,2%),
многодетные семьи (15,5%), беженцы, алкоголики, бомжи, наркоманы (по 10%),
ветераны ВОВ (6,4%).
Идею социальной адаптации
инвалидов на словах поддерживают большинство, однако углублённые изучения
выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение
можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как
отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей. Это
порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и
сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих
здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам
реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и
здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон.
Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не
совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков,
умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией,
работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих
отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании
лишь некоторых моральных качеств-доброты, отзывчивости и т.п. Не вполне
гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к
группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой
группы будут настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных
организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с
людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим. Одним
из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными
возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина
инвалидов (по результатам специальных социологических исследований) оценивают
качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1
группы).
Около трети инвалидов (в
основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую.
Причём понятие
"удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к плохому или
стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходы инвалида, тем
пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из факторов отношения к
жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья. По результатам
исследований, среди лиц определяющих качество своего существования как низкое,
только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее.
Немаловажным элементом
психологического самочувствия и социальной адаптации лиц с ограниченными
возможностями является их самовосприятие. Опросы, проведённые в г.г. Москве,
Вологде и Ярославле показали, что только каждый десятый инвалид считает себя
счастливым. Треть инвалидов считала себя пассивными. Каждый шестой в Москве,
каждый третий в Вологде, каждый второй в Ярославле признавал себя
малообщительным. Четверть инвалидов в Москве и треть в Ярославле и Вологде
считают себя грустными. Данные психологических характеристик инвалидов
существенно разнятся в группах, имеющих разные доходы. Количество "счастливых”,
"добрых”, "активных”, "общительных” больше среди тех, чей бюджет устойчив, а
число "несчастных”, "злых”, "пассивных”, "необщительных” было больше среди
постоянно нуждающихся. Аналогичны психологические самооценки в разных по
тяжести группах инвалидов. Наиболее благоприятна самооценка у инвалидов 1
группы. Среди них больше "добрых”, "общительных”, "весёлых”. Хуже положение у
инвалидов 2 группы. Обращает на себя внимание то, что среди инвалидов 3 группы
меньше "несчастных” и "грустных”, но значительно больше "злых”, что
характеризует неблагополучие в социально-психологическом плане. Это
подтверждается и рядом более глубоких индивидуально-психологических
экспериментов, выявляющих психологическую дезадаптацию, чувство ущербности,
большие трудности в межличностных контактах у инвалидов 3 группы. Также
отмечена разница в самооценке у мужчин и женщин: "удачливыми” себя считают 7,4%
мужчин и 14,3% женщин, "добрыми” соответственно 38,4% и 62,8%, "весёлыми” –
18,8% и 21,2%, что указывает на высокие адаптационные возможности женщин.
Замечено отличие в самооценке
работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Отчасти
это обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной
адаптацией, по сравнению с неработающими. Последние выведены из этой сферы
социальных отношений, что и служит одной из причин крайне неблагоприятной
личностной самооценки. Наименее адаптированными являются одинокие инвалиды.
Несмотря на то, что их материальное положение не отличается принципиально в
худшую сторону, представляют собой в плане социальной адаптации группу риска.
Так, они чаще других негативно оценивают своё финансовое положение (31,4% а в
среднем у инвалидов 26,4%). Они считают себя более "несчастными” (62,5%, а в
среднем у инвалидов 44,1%), "пассивными” (соответственно 57,2% и 28,5%),
"грустными” (40,9% и 29%), среди этих людей мало лиц, довольных жизнью. Черты
социально-психологической дезадаптации одиноких инвалидов имеют место несмотря
на то, что в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Но,
видимо, в первую очередь необходима психолого-педагогическая помощь этим людям.
Ухудшение морально-психологического состояния лиц с ограниченными возможностями
объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в стране.
Как и все люди, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и
неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта. Общая
обеспокоенность принимает формы, характерные для сегодняшних
политико-экономических и социально-психологических условий. Наряду с
материальным неблагополучием это приводит к тому, что малейшие затруднения
вызывают у инвалидов панику и сильный стресс.
Итак, можно констатировать,
что в настоящее время процесс социальной адаптации инвалидов затруднён,
поскольку:
удовлетворённость жизнью у
инвалидов низка (причём, по результатам наблюдений московских и ярославских
специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);
самооценка также имеет
отрицательную динамику;
существенные проблемы встают
перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;
эмоциональное состояние
инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.
Наиболее неблагополучна в
социально-психологическом смысле группа, где наблюдается сочетание разных
неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности к окружающим,
неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым
положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы,
особенно безработные, инвалиды с детства (в частности, больные ДЦП).
У людей с церебральным
параличём наряду с нарушением двигательных функций наблюдаются отклонения в
эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. Эмоционально-волевые
нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности,
беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности), излишней
расторможенности (или безинициативности). Больные ДЦП-инвалиды с детства, а это
означает, что они не имели возможности для полноценного социального развития,
поскольку их контакты с окружающим миром крайне ограничены.
Обычно ребёнок с детским
параличом не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его
задерживается. Всё это происходит от того, что взрослые не обеспечивают должной
социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого на всю
жизнь он остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным, комфортно
чувствующим себя лишь с близкими людьми. Социальные последствия данной ситуации
проявляются в том, что эти инвалиды становятся особой, отделяемой от общества
социально-демографической группой. Исследования, проведённые в 1997 г. Ярославским центром
социально-психологической, трудовой и творческой реабилитации инвалидов при
поддержке центра профориентации "Ресурс” обнаружили, что более всего испытывают
чувство неуверенности в своих силах и осознают ненужность обществу лица,
страдающие ДЦП. Уровень дохода у них ниже, чем у людей с другими заболеваниями,
ниже у них и возможности получения образования. Малое число этих людей занято
трудом, среди больных детским параличом значительно меньше лиц, имеющих свою
семью, у большинства отсутствует желание заниматься какой-либо полезной
деятельностью. Как показывает небогатый пока отечественный опыт, инвалиды с ДЦП
даже имея желание и возможность участвовать в жизни общества, не могут их
реализовать из-за негативного отношения к ним окружающих, при этом наиболее
отрицательно настроена молодёжь (для этой категории молодых инвалидов, имеющих
видимый дефект, контакт со здоровыми сверстниками особенно затруднён). Нельзя
не сказать о том, как сами молодые инвалиды, страдающие детским параличём,
относятся к возможности личного активного участия в общественной жизни. На
вопрос анкеты "Как по-вашему, должны ли инвалиды жить, учиться и работать среди
здоровых или же они должны жить отдельно, в специальных учреждениях?” ответили
все опрошенные, что говорит о его актуальности. Среди противников интеграции
(43%) те молодые люди, которые часто встречались с пренебрежением окружающих.
Их мнение таково: "Здоровые люди всё равно инвалидов не поймут”. В результате
наших исследований также выяснилось, что инвалиды проживающие в сельской
местности Ярославской области (с.Пречистое, Вятское, Некрасовский р-н и пр.)
чаще оказываются сторонниками интеграции, чем молодёжь, живущая в Ярославле и
других крупных городах области. Интересен тот факт, что инвалиды постарше
(25-30 лет) положительно относятся к активно-личностному участию в окружающей
жизни. Среди молодёжи 14-24 лет таких лиц значительно меньше. Чем больше
степень поражения у больных ДЦП, тем менее они социально активны. Нами также
замечено, что молодые инвалиды, в чьих семьях невысокий материальный уровень и
плохие жилищно-бытовые условия, также оказались в числе противников идеи
интеграции. Вероятно это связано с тем, что люди, уже в чём-то потерпевшие
неудачу, не надеются, что жизнь в других условиях будет лучше. Зачастую у
молодёжи с ДЦП не всегда стабильные взаимоотношения с близкими. Многие
предпочитают общению со сверстниками сидение "в четырёх стенах” под
родительской опекой. Примерно 30% из числа опрошенных молодых инвалидов с ДЦП
г.Ярославля вообще отказываются от контактов с кем бы то ни было (в основном,
это девушки в возрасте 18-28 лет с тяжёлой формой детского паралича). В
процессе наших наблюдений замечено, что в семьях этих молодых людей крайне
остро встают психологические проблемы такого плана: у большинства родителей
возникают различные негативные чувства, они начинают ощущать неловкость и стыд
перед окружающими за ребёнка-инвалида и поэтому сужают круг его социальных
контактов. На причине возникновения подобных ситуаций важно остановиться более
подробно. Когда в семье появляется ребёнок с ограниченными возможностями, она
переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнка является кризисом
в жизненном цикле семьи, поскольку ведёт к переосмыслению социальных ролей и
функций, иногда при этом возникают конфликтные моменты. Когда же ребёнок имеет
признаки инвалидности, то этот кризис протекает с удвоенной остротой. Это
чрезвычайно резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает
социальные связи. Крайне обостряются морально-психологические проблемы. У
подавляющего большинства родителей возникает чувство вины, которое
сопровождается ощущением собственной неполноценности. Жизнь семьи начинает
протекать в условиях психотравмирующей ситуации, когда родители не только
прячут от окружающих больного ребёнка, но и сами стараются отгородиться от
мира. Нередко эти семьи распадаются, а ребёнок, как правило, остаётся с
матерью. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации
ребёнка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Близкие
нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовать общение и
воспитание ребёнка, не замечают его действительных потребностей, не могут
правильно оценить его возможностей. Поэтому вполне обосновано, что многие
молодые инвалиды с ДЦП жалуются на родительскую гиперопеку, подавляющую любую
самостоятельность. Это резко снижает возможность адаптации таких инвалидов. В
устранении конфликтных ситуаций в семье нуждаются большинство из опрошенных
нами молодых инвалидов – "опорников” (56,7%). Однако существующая социально-экономическая
ситуация постепенно вынуждает некоторых молодых инвалидов к изменению
собственной жизни. В данный момент их количество ещё невелико, но можно ожидать
дальнейшего роста числа таких людей, а следовательно, существует необходимость
продумать заранее пути реализации их возможностей в социальной интеграции,
стремления к самостоятельному улучшению жизни.
Собственные наблюдения и
анализ социально-психологических особенностей молодых людей, больных ДЦП,
позволили выделить четыре основных типа адаптации этих инвалидов к обществу:
Активно-позитивный тип
характеризуется стремлением к поиску самостоятельного выхода из негативных
жизненных ситуаций. У молодых инвалидов, относящихся к этому типу,
благоприятный внутренний настрой, достаточно высокая самооценка, оптимизм,
заражающий других, энергичность и самостоятельность суждений и поступков.
Пассивно-позитивный тип
характеризуется наличием у молодых инвалидов низкой самооценки. При
пассивно-позитивном типе адаптации существующее на данный момент положение, в
котором находится инвалид (например, постоянная опёка близких), его устраивает,
поэтому наблюдается отсутствие стремления к переменам.
Пассивно-негативный тип. У
молодых людей присутствует неудовлетворённость своим положением и вместе с тем отсутствует
желание самостоятельно улучшить его. Всё это сопровождается заниженной
самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношением к
окружающим, ожиданием глобальных катастрофических последствий даже от
незначительных бытовых неурядиц.
Активно-негативный тип.
Присутствующие здесь психологический дискомфорт и неудовлетворённость
собственной жизнью не отрицают желания изменить ситуацию к лучшему, но реальных
практических последствий это не имеет в силу влияния различных объективных и
субъективных факторов.
К сожалению среди молодых
людей с последствиями детского паралича крайне редко встречаются лица с
активно-позитивной жизненной позицией. Их единицы, но они являются наиболее
социально-активными (в том числе и в плане создания общественных организаций
инвалидов). Большинство молодых инвалидов с ДЦП либо не испытывают стремления
как-то менять свою жизнь, либо считают себя неспособными на столь важный шаг.
Как правило, они находятся во власти тех или иных обстоятельств. Поэтому эти
лица особо нуждаются в чётко спланированной и научно-обоснованной системе
социально-педагогических и психологических мер, направленных на формирование у
них самостоятельности суждений и действий, навыков труда и культуры поведения,
достойного духовно-нравственного облика, умения жить в обществе.
Источник: http://vseodcp.ucoz.ru/publ/5-1-0-18 |