Ольга Мозговая
Уроки пения, вокал и музыка помогают людям
преодолевать боль, страх и отчаяние
Учитель и ученица
– Улыбайтесь! Улыбка! Так, хорошо… Дыхание!
Теперь отпустите, отпустите… Хорошо, а теперь опять улыбка, Рита, улыбайтесь!
Одна рука у Сергея – на клавишах, другой он
дирижирует, руководит, помогает, объясняет, не знаю, как еще сказать, – той,
которая поет.
И льются звуки «Аве Марии» Каччини. Идет
урок вокала, занятие в реабилитационном центре для инвалидов «Преодоление» в
Москве.
За роялем… хотя нет, инструмент, на котором
играет Сергей Максимич, – не рояль, такая большая пианола как-то по-другому
называется, но так и хочется произнести именно это, торжественно-концертное:
«За роялем»! А Рита, Маргарита Мочалова, – та, которая поет – сперва конфузится,
когда видит чужих и посторонних – меня и нашего фотокорреспондента Аню. И
голос звучит тише и глуше, и руки теребят шарфик, и чуть не слезы в глазах; и
я немедленно начинаю себя чувствовать слоном, который ввалился в посудную
лавку и разрушил что-то очень хрупкое и трепетное…
Но с другой-то стороны: Рита, а как же вы
будете на концерте, на конкурсе, перед жюри и зрителями петь?! Так
привыкайте! И вообще, не обращайте на нас внимание, а только на педагога, что
он говорит? «Улыбка?» Так улыбайтесь, тем более что это не просто улыбка, а
это он вам подсказывает, как надо губы держать в данный момент пения, и как
«петь на маску», если выражаться, правильно, как специалист по вокалу, и не
просто вокалу, а – белькантно, коим специалистом, причем самого высшего
класса, собственно говоря, Сергей Вячеславович Максимич и является, но об
этом чуть позже…
– А-а-а-а-ве-е-е-е Мари-и-и-и-я-я-я-я….
– Хорошо, Рита!
Было бы желание
…«Вечерка» уже не раз, и не два (и даже не
три раза!) писала об этом замечательном центре «Преодоление» – и это, право
же, стоит того! О людях, которые здесь работают, и о тех, кто проходит курс
реабилитации. А еще о том новом, что постоянно рождается, придумывается,
воплощается в жизнь в стенах этого удивительного заведения.
Не так давно разговорились по телефону с
Русланом Саидовичем Курбановым, заместителем главврача по социальной
реабилитации, и он рассказал мне, что в конце ноября ожидается у них
потрясающее событие – понятно, что «потрясающее» по меркам реабилитационного
центра для инвалидов: вокальный конкурс! И сейчас полным ходом идет к нему
подготовка. И нам обязательно нужно познакомиться с потрясающим человеком,
педагогом Сергеем Максимичем и его учениками.
Что у них тут, на улице 8 Марта, много чего
потрясающего, я уже давно знаю – но это абсолютная правда! А Сергей
Вячеславович – музыкант, педагог, оперный певец – личность и впрямь
фантастическая, удивительно интересный человек, долгие годы жил, учился,
работал, выступал за границей, начнет рассказывать – заслушаешься; волею
судьбы артистической прихотливой оказался потом в России, в Москве, и здесь,
в «Преодолении»; и сам загорелся, и других воспламенил идеей проводить здесь
вокальные конкурсы, но сначала, конечно, учить тех, кто любит и хочет петь, а
таких оказалось немало, но вообще-то Максимич считает, что петь красиво и
самое главное – петь правильно можно научить любого, было бы на то желание…
Вот Рита Мочалова – ну да, пела. Для себя,
для души. А еще, когда училась на химфаке МГУ, участвовала в разных
представлениях-капустниках, когда веселые студенты оперу Бизе Кармен
переделывали на «факультетско-химический лад». (И кто только эту
многострадальную Кармен не использовал, не перепевал на «слова народные»,
даже, помнится, мы однажды на редакционном корпоративе...)
А потом… Потом, верно, не до песен стало,
не до пения. Как петь, когда тоска душу гложет, душит, и слезы у горла, и,
кажется, нет ни сил, ни желания не то что петь – жить? Но вот как-то однажды
услышала эту знаменитую «Аве Мария» Каччини – не путать с шубертовой, а
вообще много есть вариаций, но эти – самые известные.
И что-то в душе повернулось, осветилось,
зажглось, загорелось желанием – петь. Вот именно эти слова, эту мелодию,
которая словно голос небесный вселяет надежду, веру, силу дает, опору в
жизни, смысл ее… И – запела. Здесь, в «Преодолении».
…и самый важный вопрос!
А небольшая комната для занятий вокалом
постепенно наполняется народом, еще две женщины, Лена и Людмила
Александровна, как они представились, пришли на урок к Сергею Вячеславовичу.
Одна – колясочница, другая передвигается на костылях, и мы знакомимся, и
разговариваем – о предстоящем конкурсе, и о других планах вокальной студии, в
частности, хочет Сергей Вячеславович организовать здесь настоящий хор,
духовно-светской музыки, уверен, что под силу им будет исполнять самые
известные и даже самые сложные произведения Бортнянского и Чеснокова, Львова
и Титова. А там, глядишь, и до гастролей за границей дело дойдет…
И конечно, конечно, говорим о музыке
вообще, и кто что любит, и кто что петь будет на конкурсе, где все
предполагается всерьез и «по-взрослому», четыре номинации: бардовская песня,
русская народная, классика, а также романс и эстрада.
И еще говорим о наших песенных традициях, и
как жаль, что сейчас почти угасла замечательная традиция домашнего пения,
семейного пения, которая когда-то была у нас в России, да и в Советском еще
Союзе. И это неправильно, потому что… да по всему неправильно! Кому нравятся
барды, а кому битлы, а кому Бах – вообще-то это, наверное, не так важно,
главное, чтобы музыка была, МУЗЫКА! И тут же вспоминаем про знаменитую уже не
только в стенах «Преодоления» Дашу Задохину («Вечерка», кстати, про нее тоже
писала), которая после тяжелейшей травмы проходила здесь курс реабилитации и
начала петь, да так, что теперь со звездами выступает, фильмы про нее
снимают! Вот только немножко жаль Сергею Вячеславовичу, что нашла себя Даша в
«попсе», а не в серьезной музыке, но… Да и не спорят о вкусах.
В общем, говорим о чем угодно. И только о
том не говорим, что привело их сюда, этих женщин. Что случилось, какая беда,
травма, болезнь лишила их способности двигаться, усадила в инвалидные
коляски, приковала к ним – кого надолго, кого навсегда… Да навсегда ли?
Здешние врачи-специалисты фантастические вещи делают, без прикрас, без
преувеличения говорю. Так что надежда всегда есть, есть у каждой.
Но вот почему-то не хочется нам сейчас об
этом, а гораздо важнее другой вопрос: в чем выступать-то будем, дамы, а?! Что
наденем, какой наряд, как выглядеть будем? Ведь конкурс, не шутка! В жюри
ожидаются люди известные, именитые музыканты и певцы, которых весь народ
знает (кто именно – не скажу, чтоб, тьфу-тьфу-тьфу, не сглазить!). Тут нельзя
лицом в грязь ударить, тут надо так расстараться, так блеснуть, чтоб все ахнули!
…Ну, все. Когда женщины начинают говорить о
платьях, тут и пушки молчат, и музы отдыхают! Я шучу, конечно. Но правда то,
что глаза блестят, сияют у этих женщин – и у Риты, и у Лены, и Людмилы
Александровны, и я уверена, что и у других, которых пока здесь нет, с кем я
еще не познакомилась, но обязательно познакомлюсь потом, на конкурсе, куда я
уже, конечно же, напросилась и о чем обязательно напишу.
И разве не это самое главное: чтобы
блестели глаза – не от слез, а от счастья, которое, оказывается, так близко и
так просто?
Исцеляющая музыка, музыка, пение, вокал как
средство реабилитации после тяжелых травм и болезней опорно-двигательной
системы – об этом впору целую главу, да что там – научный труд писать! И
кто-то обязательно напишет, я уверена. А может и уже написали. Но сейчас –
тихо, тихо, тишина, как говорится, в зале, давайте помолчим…
– А-а-а-а-ве-е-е-е Ма-а-ари-и-и-я…
– Улыбка, Рита!
Урок вокала продолжается.
Газета "Вечерняя Москва"
|