В Типовом положении об учреждениях дополнительного образования, утвержденного Правительством Российской Федерации ещё чуть более года назад стояла запись, что дети-инвалиды занимаются спортом индивидуально по месту жительства. Этой записью детям-инвалидам просто-напросто был отрезан путь для занятий спортом в спортивных школах. Это был своеобразный запрет на открытие отделений для детей-инвалидов в ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП и т.д. Еще несколько месяцев тому назад в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации не было даже упоминания о паралимпийском и сурдлимпийском спорте, об адаптивной физической культуре, не говоря уже об отделениях и группах инвалидов в спортивных школах. До сих пор камнем преткновения в развитии спорта среди инвалидов был документ о нормах труда и нормативах его оплаты: как платить за проведение спортивных занятий с инвалидами, сколько платить, наполняемость групп, этапы подготовки? Ответа на эти вопросы не было. В результате мы оказались без массовости паралимпийского и сурдлимпийского движения и без достаточного спортивного резерва. Сегодня в сборных командах России есть чемпионы и призеры России в возрасте 50-ти и даже 60-ти лет, как, например, в теннисе, академической гребле и других видах спорта. Особенно много действующих ветеранов в сборных командах слепых спортсменов. Нам удалось добиться того, что в новом Типовом положении об учреждениях дополнительного образования, утвержденном Правительством Российской Федерации в такой, по существу, запретительной форме этой записи уже нет. Более того, в прилагаемом к Типовому положению перечне учреждений впервые в истории нашей физической культуры и спорта появились, наряду с ДЮСШ и СДЮШОР также и детско-юношеские спортивно- адаптивные школы (ДЮСАШ). Еще один крупный шаг вперед в деле развития спорта среди инвалидов по нашим предложениям, поддержанным Росспортом, сделан законодательством. Теперь в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важное требование к исполнительным властям и органам местного самоуправления: «Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту (часть 7., Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов). Но главным фактором, который последние годы сдерживал массовое паралимпийское и сурдлимпийское движение в России, являлось все же отсутствие нормативной базы, регулирующей деятельность спортивных организаций и учреждений в области спорта среди инвалидов. Совершенно ясно, что без такой базы ни о каком полноценном развитии спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья и речи быть не могло. Остро требовалось появление документов о нормах труда и нормативах его оплаты, в первую очередь для тренеров, тренеров – преподавателей, инструкторов по адаптивной физической культуре и спорту, работающих с детьми-инвалидами. Конечно, эти нормы и нормативы, в соответствии с существующим законодательством, могли и должны создавать субъекты Российской Федерации - это их компетенция. Тем не менее, понимая, что в абсолютном большинстве регионов нет специалистов, знающих специфику и тонкости паралимпийского спорта, его классификацию и способных разработать такой документ, Росспорт на базе наших разработок создал его. 21 марта этого года в Росспорте, по согласованию с Минобрнауки, был подписан, без преувеличения, очень важный для развития спорта среди инвалидов документ под названием «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации». Огромное спасибо всем, кто помогал нам в создании и выходе в свет этого документа, в первую очередь – Дмитрию Николаевичу Черноногу, Наталье Алексеевне Сладковой и Сергею Петровичу Евсееву. Сегодня мы размещаем этот документ здесь, на сайте (см. ниже). Он может быть использован в работе по организации деятельности (наполняемости групп, оплате труда и т. д.) : детско-юношеских спортивно-адаптивных школ; отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта; школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих работу с инвалидами. Указанные методические рекомендации предложены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, непосредственно учреждениями при разработке своих нормативных актов. (Документ, безусловно, будет совершенствоваться, в чем - то уточняться. Но, главное, он есть. И по нему можно работать). Таким образом, в настоящее время, для полноценного развития в стране физической культуры и спорта среди инвалидов мы имеем Федеральный закон, где прописаны соответствующие правовые положения и требования, Типовое положение об учреждениях дополнительного образования, в котором есть все необходимое для создания и функционирования детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других спортивных организаций и учреждений, и, наконец, имеем документ о нормах труда и нормативах его оплаты для лиц, работающих с инвалидами. Круг, как говорится, замкнулся. Теперь все будет зависеть от организаторской работы всех тех, кто сегодня занимается развитием физической культуры и спорта среди инвалидов. В не меньшей степени - от отношения региональных органов исполнительной власти и муниципальных образований к этой социально слабо защищенной группе нашего населения. Оптимизм внушает тот факт, что это отношение с каждым годом меняется в лучшую сторону.
Вице-президент Паралимпийского комитета России, д.ф.н. А.Царик
Письмо Росспорта от 21.03.2008 № ЮА-02-07/912
Руководителям глав администраций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Федеральное агентство по физической культуре и спорту по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации направляет Вам прилагаемые рекомендации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта» для использования в работе при подготовке документов по организации деятельности: детско-юношеских спортивно-адаптивных школ; отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта; школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса по адаптивному спорту; физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии. Указанные методические рекомендации используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, непосредственно учреждениями для разработки нормативных актов субъекта Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, локальных актов учреждения.
Приложение на 12 листах.
Ю.В. Авдеев
«СОГЛАСОВАНО» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.03.2008 № ИК-343/06
Черноног (495) 265-34-18 (495) 265-34-18
Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006г. №СК-02-10/3685)
Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (далее – Учреждения). Данные рекомендации являются дополнением к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (Приложение к письму Росспорта от 12.12.2006 г. №СК-02-10/3685), которые используются при организации деятельности учреждений адаптивной физкультуры и адаптивного спорта с учетом нижеизложенного. 1. В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должно основываться на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов должны способствовать интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций, в т.ч. путем создания детско-юношеских спортивно-адаптивных школ. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта может осуществляться также в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях. 2. Обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Рекомендуется в региональных программах развития физической культуры и спорта включать раздел по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также разработать механизм содействия муниципальным образованиям по поддержке и развитии спорта инвалидов. 3. При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее). 4. В учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих учебно-тренировочный процесс с указанным контингентом, рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления. Особенно если в территории отсутствует необходимая инфраструктура спортивных учреждений, где воспитанник мог бы продолжить занятия физической культурой и спортом. 5. Рекомендуемые параметры по наполняемости учебных групп, объему учебно-тренировочной нагрузки и нормированию труда тренеров-преподавателей для данных учреждений приведены в таблице 1. Группа, к которой относится занимающийся определяется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсмена, требующихся для занятий определенным видом спорта (таблицы 2 и 3). К группе III относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям лиц с ампутацией одной нижней конечности должен выражаться в том, чтобы ампутация проходила через голеностопный сустав. С ампутацией верхней конечности – через лучезапястный. При прочих поражениях опорно-двигательного аппарата укорочение конечности должно быть на 10см. К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений: • нарушение зрения (класс В3), • нарушение слуха, полная потеря слуха, • умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS-FID), • ахондроплазия (карлики ), • детский церебральный паралич (классы СР7-8), • высокая ампутация двух нижних конечностей (классы 57,58, соревнуются в креслах-колясках), • ампутация или порок развития: одной нижней конечности ниже коленного сустава (класс А4), односторонняя ампутация стопы по Пирогову, в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны (класс А3), одной верхней конечности ниже локтевого сустава (класс А8), одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс А9), • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными. К группе II относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями. К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений: • нарушение зрения (класс В2), • умственная отсталость от 60 до 40 IQ, • детский церебральный паралич (классы СР5-СР6), • спинномозговая травма (классы 55,56 передвигаются в креслах-колясках), • ампутация или порок развития: • одной верхней конечности выше локтевого сустава (класс А6), одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс А9), двусторонняя ампутация предплечий (классы А5, А7), • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными. К группе I относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений: • полная потеря зрения (класс В1), • детский церебральный паралич (классы СР1-СР4, передвигающиеся в креслах-колясках), • спинномозговая травма (классы 51-54, передвигающиеся в креслах колясках)
• ампутация или порок развития: (классы А1,А2,А5) двусторонняя ампутация бедер (передвигающиеся на протезах), односторонняя ампутация бедра с вычленением (передвигающиеся на протезах), односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы или голени с другой стороны, двусторонняя ампутация плеч, ампутация четырех конечностей, • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными. Для группы лиц, занимающихся легкой атлетикой в трековых видах в классах с Т51 по Т54 и с Т32 по Т34 спортсмены передвигаются только в колясках. В метаниях в классах с F51 по F58 и с F32 по F34 спортсмены выступают на специальном станке.
6. Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре и спорту, врач (невролог, травматолог, при необходимости - офтальмолог). Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерации инвалидов общероссийского уровня, или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании определения его класса, данного этой комиссией. 7. В случае необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции функциональных классов в команде в соответствии с правилами соревнований. 8. На всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю, как другие тренеры-преподаватели, так и специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе психологи, тренеры-лидеры, сурдопереводчики и иные специалисты (на учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства также и тренеры-преподаватели по смежным видам спорта) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы со спортсменами. 9. Системы оплаты труда и нормирование труда работников указанных учреждений устанавливаются непосредственно учреждением в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, в т.ч. в соответствии с коллективным договором. До разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждении собственной принятой коллективным договором системы нормирования и оплаты труда рекомендуется тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность. При использовании нормирования труда из расчета процентов от ставки за каждого занимающегося рекомендуется использовать коэффициенты, приведенные в графе 9 таблицы 1. При этом следует учитывать, что заработная плата работника не должна быть меньше фактически выполненного объема работы в часах. 10. Расчет количества ставок тренеров-преподавателей рекомендуется производить по следующей методике: количество занимающихся, отнесенных к определенной группе (графа 3 таблицы 1) умножается на коэффициент нормирования (графа 9 таблицы 1); показатели по каждой группе суммируются, и общая сумма делится на 100; полученный суммарный показатель умножается на коэффициент 1,1 (замещение работников в связи с уходом в отпуск и по болезни) и на коэффициент 1,5 (условно, определяется экспертным путем с учетом реализуемых учебно-тренировочных программ – на дополнительные тренерско-преподавательские должности указанные в п.5). 11. Рекомендуется устанавливать надбавку за особые условия труда в размере 20% к тарифным ставкам (окладам) директорам, заместителям директоров, инструкторам-методистам (включая старшего), медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ), специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторам-методистам (включая старшего), медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта, иным штатным работникам, непосредственно работающим в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Данную надбавку также рекомендуется устанавливать тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда.
12. Тренерам-преподавателям (тренерам) за подготовку высококвалифицированных спортсменов рекомендуется повышать должностной оклад на повышающий коэффициент, рассчитанный по следующей методике: количество занимающихся достигших результат, по каждой позиции указанной в графе 2 табл. 4 умножается на коэффициент повышения норматива (графа 3 табл. 4); данные показатели суммируется и к сумме прибавляется количество занимающихся у данного тренера, но не имеющих результат. исчисленная сумма делится на общее количество занимающихся. учитывается количество занимающихся, зачисленных приказом директора в группы к данному тренеру-преподавателю (тренеру) на момент тарификации (расчета месячного должностного оклада). Руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса; тренерам-преподавателям за участие не менее одного года в подготовке высококвалифицированного спортсмена, вошедшего в состав сборной команды России или субъекта Российской Федерации и занявшего 1-6 место на официальных соревнованиях соответствующего уровня производятся надбавки к установленному должностному окладу в размерах, предусмотренных в графе 4 таблицы № 4.
Приложения
Таблица 1 Рекомендуемые параметры по наполняемости учебных групп и объему учебно-тренировочной нагрузки
Таблица 2 Распределение спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами, установленными международными спортивными организациями инвалидов
Таблица 3 Распределение спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами
Таблица 4 Показатели для расчета надбавок за результативность работы