21-е
традиционное ралли «Надежда-2010» прошло по дорогам Москвы и Подмосковья
Ольга Михайловна
Виноградова, участница ралли «Надежда», листает дорожную книгу, в которой
схематично изображены этапы 300-километровой трассы, проложенной по дорогам
Москвы и Подмосковья. Для непрофессионала условные обозначения – заковыристые
повороты и мудреные развязки, а ими просто пестрит тонюсенькая брошюра, –
чистая абракадабра.
Ольгу
Михайловну, штурмана семейного болида «Виноградова-Кипербанд»,
зарегистрированного под стартовым номером 7, это ничуть не смущает: для нее и
ее супруга, Евгения Бенционовича Кипербанда, участие в ралли – очередная
возможность доказать всем, но в первую очередь самим себе, что диагноз – это не
приговор. Они делают это уже 21-й год! Столько же, 21 год, проводится и ралли
«Надежда», которое организует Московский автомобильный Клуб инвалидов МАКИ при
поддержке Департамента социальной защиты населения и префектур города Москвы. В
этом году на него съехались экипажи со всей страны. Один экипаж прибыл из
Белоруссии, по два – из Украины и Англии.
На Поклонной горе
в ожидании старта в субботу, 5 июня, выстроились более шести десятков
разномастных автомобилей. Навороченные иномарки ждали своего часа бок о бок с
раритетами отечественного автопрома: «Запорожцами», «Москвичами» и миниатюрными
«Окушками».
В экипаже один, а
зачастую и оба участника – инвалиды-колясочники. Но на трассе-то этого не
видно, здесь они как все. Нет, они лучшие!
Трассу
осилит мудрейший
– 118 лошадиных
сил, 2-литровый мотор – для любительского ралли самый подходящий автомобиль, –
расхваливает своего боевого коня Евгений Кипербанд.
– «Девятка»? –
«Москвич»! – в голосе пилота слышится обида. – «Святогор» с двигателем «Рено».
Чтобы поднять
завод АЗЛК, на «Москвич Святогор» два года подряд ставили двигатели от
популярной иномарки.
Но машине уже 10
лет, а потому Евгений Бенционович серьезно готовит ее к каждому соревнованию
(помимо ралли «Надежда», МАКИ проводит еще два соревнования весной и зимой).
Залог победы в ралли – слаженность пилота и штурмана. Уж это Ольга Виноградова
как председатель совета Клуба МАКИ и Евгений Кипербанд знают лучше других.
– Нас здесь трое
таких, кто нашел в себе силы не пропустить ни одного ралли «Надежда», –
рассказывает Ольга Михайловна. – Я, мой супруг и Сережа Антипов, его стартовый
номер 8. Он, кстати, стал призером этой гонки.
300 км по дорогам Москвы и Подмосковья – это вам не шутка.
Тем более что гонщики едут не стройными рядами, как я поначалу себе
представила, а стартуют с интервалом в одну минуту. У экипажей на руках
дорожная книга, которую участники ралли получают за два часа до соревнований,
после чего каждый «прокладывает» свой маршрут.
– Кто шибко
грамотный, конечно, может сесть на хвост более опытному участнику, но это
крайне редко случается, – говорит Ольга Виноградова. – Очень часто по ходу
гонки кто-нибудь заезжает не туда и очень страдает, потому что, заблудившись,
трудно вновь начать движение по маршруту.
Начальная
школа для гонщиков
– Сложность этого
ралли в расчетах, – вводит меня в курс дела Сергей Антипов, один из аксакалов
«Надежды». – Скорости небольшие, поэтому в экипаже должен быть опытный штурман.
На трассе, как ни старайся, особо не разгонишься, даже на скоростных участках
допустимо показывать не больше 80% от ПДД. Например, если разрешено двигаться 90 км/ч, мы идем со
скоростью 72 км/ч.
Если больше, штраф заработаешь.
– Неужели для
такого особенного ралли нельзя было правила попроще придумать? – интересуюсь у
Алексея Ершова, председателя комитета ралли Российской автомобильной федерации
(РАФ).
– Правила едины
для всех. Это обычное ралли 3-й категории для стандартных автомобилей. Хотя
есть и другие разновидности гонок.
Что касается
сложности, я не согласен, если сравнивать со школой, для гонщиков они как
начальная школа. В ралли «Надежда» в основе ориентирование – это такой особый
тип соревнований.
Чудо
XXII века
Даже на фоне
отливающих на солнце иномарок выделяется «Крайслер» 64-летнего англичанина Лазо
Конкара. Лазо к инвалидному креслу приковал ревматоидный артрит, но у него около
20 лет назад появился чудо-автомобиль. С тех пор неугомонный англичанин колесит
по всему миру. Авто и впрямь как чудо XXII века.
Только
представьте, автоматически выдвигается пандус, по которому Лазо заезжает внутрь
на инвалидной коляске (тоже, кстати, навороченной) и фиксирует ее к полу на
водительском месте (стандартное кресло, понятное дело, снято). После этого
водитель готов к движению. Заметьте! Неподвижный и полулежачий!
– Благодаря
системе зеркал, которая дает полный обзор, Лазо, будучи неподвижным,
контролирует ситуацию, – рассказывает Ольга Николаевна Брусничкина. Она штурман
в этом экипаже, ей с ним ехать все 300 км, и женщина уверена в своем пилоте. – У
Лазо компьютер, который управляется голосом. Газ-тормоз регулируются рычагом,
движение налево-направо – джойстиком, как на инвалидной коляске, и дублируется
голосом. Это похоже на фантастику, когда во время движения руль сам собой
поворачивается.
Кстати, Лазо
самостоятельно добрался до Москвы.
Потрясающий
человек! С ним путешествуют два сопровождающих, которые сами не водят машину.
Они его кормят, помогают в быту, сам же мужчина абсолютно неподвижен, но очень
активен. Даже попросил себе экземпляр дорожной книги с маршрутом ралли, чтобы
тоже быть в курсе.
Чем больше я узнаю
о правилах ралли «Надежда» и всматриваюсь в значки дорожной карты, тем больше
убеждаюсь в том, что потерялась бы на первом повороте. Это прямо-таки шахматы
на колесах!
– Вы уже
«проложили» маршрут? – спрашиваю дебютанта ралли «Надежда», самого молодого
пилота Андрея Ширяева, ему чуть больше 20 лет.
– Это дело
штурмана, – Андрей мастерски переводит стрелки на своего напарника – штурмана
Алексея Кузьмича, а тот с сожалением замечает:
– Если бы нам дали
такую книгу вчера, мы бы уже вечером как самые хитрые поехали бы на разведку.
Но это запрещено. Дорожную книгу выдают за два часа до старта. А свою мы даже
еще не получили.
– Вы на ралли не
новичок, знаете секрет успеха? – Ничего особенного. Перед гонкой главное
выспаться, ну а потом, уже на трассе, – справиться с волнением.
…Из 65 заявленных
на 21-м ралли «Надежда» экипажей только 13 доехали до финиша, не сделав ошибок.
Справка
Победители ралли в
абсолютном зачете:
1-е место Владимир
Касьянов – Анита Яунсилс (Москва),
2-е место Максим
Ивинский – Василий Шулимов (Москва),
3-е место Андрей
Фирсов – Илья Ковальчук (Щелково-3, Московская обл.)