Развитие инклюзивного образования в республике
Обеспечение реализации права детей с
ограниченными возможностями в развитии на образование в соответствии с
действующим законодательством Казахстана – одна из важнейших задач
государственной политики, основное условие для их успешной социализации,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Гарантии этого права закреплены в Конституции
РК, законах "О правах ребенка в Республике Казахстан", "Об
образовании", "О социальной и медико-педагогической коррекционной
поддержке детей с ограниченными возможностями", "О социальной
защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных
услугах".
Процесс интеграции детей с ограниченными
возможностями в развитии в общеобразовательную среду вместе с нормально
развивающимися сверстниками получает в республике дальнейшее развитие. При
этом существуют различные модели интеграции. Первая – обучение таких детей в
специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных школах. Сегодня в
1 098 специальных классах обучаются 8 506 учеников с ограниченными
возможностями в развитии, из них свыше 5,2 тысячи детей с задержкой
психического развития, более 2,5 тысячи умственно отсталых, остальные – с
физическими недостатками. Вторая – интегрированное (инклюзивное) образование,
когда обучение детей с ограниченными возможностями ведется в одном классе с
детьми, не имеющими нарушений развития. Такой опыт работы успешно внедрен в
общеобразовательных школах и детских садах Актюбинской,
Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Костанайской областей, а также
Астаны.
Развитие инклюзивного образования следует
рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений
совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями в
развитии. Организация их обучения в учреждениях образования общего типа,
расположенных по месту проживания ребенка и его родителей, позволяет не
помещать детей на длительный срок в интернат, создать условия для их
проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально
развивающимися сверстниками. В целом это способствует эффективному решению
проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Исследования показывают, что
интегрированное обучение в виде полного включения в образовательный и
воспитательный процессы может быть эффективным для части детей с отклонениями
в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной
норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с
интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде всего,
должна идти о совместном пребывании в организации образования, совместном
проведении досуга в различных внешкольных мероприятиях.
В соответствии с законом "О социальной
и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными
возможностями" неуклонно расширяется сеть новых видов специальных
организаций образования, которые обеспечивают коррекционно-педагогическую
поддержку детей, обучающихся в школах, и включение в образовательный процесс
тех, кто считался ранее "необучаемыми". Необходимость создания
таких организаций обусловлена разнообразием видов нарушений, что не позволяет
всем детям без исключения получать адекватную коррекционно-педагогическую
поддержку в имеющихся типах специальных (коррекционных) учреждений. Их сеть
состоит из 156 кабинетов коррекции и инклюзивного образования, 123 кабинетов
психолого-педагогической коррекции, 15 реабилитационных центров и 345
логопедических пунктов.
Сегодня для республики оптимальным
вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети
коррекционных организаций образования с параллельным развитием
интегрированного (инклюзивного) образования. При этом коррекционные
организации выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих
оказание методической помощи педагогам общеобразовательных школ,
консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и
их родителям.
Для обучения детей с ограниченными
возможностями по специальным образовательным программам действует
дифференцированная сеть специальных коррекционных организаций по восьми
основным видам: 37 специальных детских садов и 240 групп при детских садах с
охватом около 10 тысяч детей дошкольного возраста; 101 специальная школа и 1
098 специальных классов при общеобразовательных школах для 25 тысяч детей;
около 10 тысяч детей-инвалидов обучаются на дому; свыше 16 тысяч детей
интегрированы в общеобразовательную среду с созданием специальных условий в
769 школах для 12 584 учащихся и 395 – для 4 000 детей дошкольного возраста.
Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в
развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие
нарушения, на максимально раннем этапе. В этих целях действуют 56
психолого-медико-педагогических консультаций.
Своевременное оказание необходимой
психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет
обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала
обучения на уровне начального образования, подготовить его к обучению в
общеобразовательной школе.
Необходимым условием организации успешного
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в образовательных
учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей
обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в
образовательном учреждении.
В организации образования общего типа
должны быть созданы надлежащие материально-технические условия,
обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с
ограниченными возможностями развития в здания и помещения образовательного
учреждения, включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные
учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское
оборудование и т. д.
Обучение и коррекция развития детей с
ограниченными возможностями в развитии, в том числе обучающихся в обычном
классе школы, должны осуществляться по образовательным программам,
разработанным на базе учебных программ с учетом психофизических особенностей
и возможностей таких обучающихся. К примеру, дети, уровень психофизического
развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут обучаться по
общеобразовательной учебной программе в одном классе со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств
обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями в развитии,
обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать трех.
Для детей, уровень развития которых не
позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально
развивающимися, может быть организовано обучение в коррекционном классе
общеобразовательной школы. В этом случае рекомендуется обеспечивать участие
всех детей с ограниченными возможностями в развитии, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми
в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Педагогические работники должны знать
основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое
представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными
возможностями в развитии, методиках и технологиях организации
образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. В целях
обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями в развитии в полном
объеме образовательных учебных программ, а также коррекции недостатков их
физического и (или) психического развития в штатном расписании организаций
образования общего типа должны быть предусмотрены учитель-дефектолог,
педагог-психолог, социальный педагог.
Вопросы деятельности организации
образования общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями в развитии, должны быть регламентированы уставом
образовательного учреждения.
В качестве эффективного средства
организации образования детей с ограниченными возможностями в развитии,
особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать
развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий.
Значительное внимание должно уделяться
созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями в
развитии начального, среднего и высшего профессионального образования как
важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего
возможности их последующего трудоустройства.
Важными аспектами являются информирование населения
о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного
отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии. Следует
организовать сотрудничество в решении этих проблем со средствами массовой
информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с
общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с
ограниченными возможностями в развитии.
Баглана Халыкова,директор Национального
научно-практического центра коррекционной педагогики, Алматы
«Экспресс К»
|