Инклюзивное образование - современная модель развития общества
Инклюзивное образование - современная
модель развития общества
17 декабря
2009 года в рамках программы «Год равных возможностей» состоялся круглый стол
на тему: «Модель инклюзивного образования в Москве: создана ли новая
реальность? Законопроект: теория и практика».
Круглый
стол проходил в здании школы № 518 и был приурочен к принятию законопроекта
Мосгордумой (16 декабря 2009 года) «Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья в Москве» во втором слушании.
В законопроекте
учтены основные положения Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 24 января 2007 года и провозгласившей своей целью поощрение,
защиту и обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав и
основных свобод человека.
Суть Закона и его
необходимость для российского общества в том, что он предоставляет право всем
детям с инвалидностью на получение соответствующего образования, адаптацию,
интеграцию и впервые позволит узаконить то позитивное, что уже наработано в
практике. Закон распространяется на все категории заинтересованных лиц: детей с
инвалидностью и имеющих ограничения по здоровью, родителей, педагогических
работников и представителей органов власти.
Одно из новшеств
Закона в том, что он не ограничивает права детей по достижению ими 18 лет, чего
не было раньше. Кроме того, статья 23, которая называется «Переходный период»,
утверждает, что в идеале ребенок (и его родители) может выбирать для обучения
любое учреждение. Пока же будут определены конкретные образовательные
учреждения лишь в десяти административных округах. Размеры выплат
(компенсаций), затраченных родителями на самостоятельное обучение ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, будут прописаны в нормативно-правовых
актах правительства Москвы (переносятся на 1 января 2011 года).
Срок внесения
поправок в законопроект установлен до 25 января 2010 года. Ориентировочный срок
принятия закона в третьем чтении – I квартал 2010 года.
«Московские власти
намерены интенсивно развивать программу инклюзивного образования», – заявил
руководитель Департамента соцзащиты населения города Москвы Владимир Петросян.
По его мнению, Москва считает одной из главных своих задач обеспечение
доступности образования для лиц с инвалидностью. Сегодня более 3 тысяч детей
обучаются на дому, 800 из них – с помощью дистанционных технологий, т.е. через
компьютеры. С начала 2010 года еще 300 московских детей с ограниченными
возможностями станут «посещать» виртуальные уроки. Внедрение же инклюзивного
образования, когда ребенок с проблемами по здоровью учится в обычном классе с
другими детьми, кардинально меняет судьбу таких людей, поскольку быстрее идет
не только адаптация к жизни, но и проявляются их недюжинные личностные
качества, появляется желание продолжать образование в высших учебных
заведениях.
«Инклюзивное образование
– открытая, современная модель развития нового динамичного общества и
государства, создающая дополнительные социальные и конкурентные преимущества
странам», – считает Денис Роза,
глава региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».
Только через
образование можно построить общество равных возможностей, продолжает она.
«Инклюзивное обучение – это долгий процесс, который начинается с детских садов
и школ. Не ребенок должен подстраиваться под образовательные условия, а система
образования должна стать более гибкой и работать на детей, а не на себя.
Необходимо как можно быстрее ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов, чтобы
каждый сумел себя реализовать в жизни, сметая всяческие барьеры, чтобы каждый
нашел друзей, интересную работу и создал семью».
Депутат
Государственной Думы РоссииМихаил Терентьев
считает важным, чтобы люди с инвалидностью не стеснялись отстаивать свои права,
были бы активными строителями своей жизни и общества. «Будущее за инклюзивным
образованием. У всех, кто заинтересован в модернизации страны и социальном
прогрессе общества, оно есть», – резюмирует паралимпийский чемпион Михаил
Терентьев.