Инклюзивные школы нельзя оценивать по критерию успеваемости
Любовь Хечанова: Инклюзивные школы нельзя
оценивать по критерию успеваемости
Процесс
реформирования российского образования касается и учебных заведений, где
обучаются дети с отклонениями в развитии. В Москве 47 школ работают по
программе инклюзивного обучения, когда такие дети посещают обычные классы.
Легко ли инклюзия дается родителям, учителям и самим ребятам, в интервью РИА
Новости говорит директор Московского центра образования № 1429 Любовь Хечанова.
- Любовь Евгеньевна, что является самым сложным в организации
инклюзивного образования?
- Самое сложное -
работа с родителями. Многие боятся и диагноза, который ставят ребенку, и его
огласки. Характерный пример: у первой девочки, которую мы оформляли в школу,
был аутизм, хотя официальный диагноз отсутствовал. Когда, заметив у ребенка
проблемы, мама обратилась к психиатру, тот дал направление на госпитализацию.
Речь шла об уточнении диагноза. Но мама никуда не пошла: боялась, что ребенка
затем поместят в интернат. После долгих уговоров она согласилась пообщаться с
психологами. Но я не сразу убедила ее в необходимости оформления статуса
девочки - «сработал» же факт, что школьные дефектологи, логопеды, психологи
будут заниматься с ребенком только по направлениям и рекомендациям врачей.
- Общество
по-прежнему не готово принять детей с особенностями в развитии...
- Это и в самом
деле беда. Даже из уст некоторых специалистов можно услышать: в том, что
ребенок - инвалид, виновата семья, здоровье родителей, и нечего здесь копья
ломать - дети должны находиться в интернатах. Как родителям после этого не
бояться за судьбы своих детей - получат ли образование, найдут ли работу, или
их будут игнорировать.
- Так или
иначе, к особым детям нужен особый подход. Учителям работать в школе непросто?
- В любой
инклюзивной школе создана целая психолого-педагогическая служба: психологи,
логопеды, дефектологи, тьюторы (помощники). А сами учителя меняют подходы к
обучению, работая как в инклюзивных (их в нашей школе 7), так и в обычных
классах. Они думают о каждом ребенке в отдельности: если кто-то из ребят даже в
обычном классе не усваивает материал, надо выяснить почему. Это не значит, что
плохо поработал учитель или ребенок не выучил урок, скорее всего, проблема в
восприятии материала, и ее надо решать.
-
Известно, лучше всего вводить инклюзивное обучение в детском саду или начальных
классах. В этом случае дети с особенностями в развитии легче адаптируются в
коллективе. А как быть с детьми постарше?
- Таких случаев
пока немного - практика инклюзивного обучения еще складывается. Хотя у нас был
такой опыт. Мальчика привели к нам в 6 классе. Было понятно: ребенок особенный,
но диагноз отсутствовал. Поначалу другие дети его не принимали, доходило до
конфликтов. Помогли тренинги по толерантности, понимаю инвалидности. И
постепенно отношения стали налаживаться. Мальчишка же, попав в среду
интеллектуально более сильных детей, стал раскрываться. У него появилась
мотивация к учебе. Мы старались максимально раскрыть его способности. В этом
году он успешно закончил 9 класс, получает среднее профессиональное образование
в колледже.
- Один из
главных критериев оценки работы школы, учителей - успеваемость детей. Учитывают
ли ее в инклюзивных школах?
- К сожалению, да.
Это серьезная проблема, и трудно сказать, удастся ли ее когда-нибудь решить.
Все, кто бывал в нашей школе, независимо от ранга, после общения с педагогами,
детьми говорят: школа отличная, с уникальным опытом. Но есть иная официальная
оценка работы образовательного учреждения - аттестация. Она ждет нас, кстати, в
будущем году. И я не уверена, что дети даже из обычных классов успешно
справятся с тестами.
Убеждена: нельзя оценивать результативность и эффективность работы школы по
такому показателю, как успеваемость школьников. Ведь в одни школы - конкурс и
отбор с первого класса, в другие - идут все ребята, и эти школы решают совсем
другие задачи. Хотя и в нашей школе есть успешные дети - призеры олимпиад,
конкурсов, соревнований.
- Удобна
ли традиционная - 5-балльная - оценка знаний учащихся?
- Она неприемлема.
И она по сути 3-хбалльная - «3», «4», «5». Если же мы хотим обеспечить
дифференцированный подход к учащимся, шкала оценивания должна быть больше - до
100 баллов. И главное - дети после окончания школы должны получать документы
единого образца. А не как сегодня: у одного аттестат, у другого справка. Просто
в документ об окончании школы должны быть вписаны баллы по предметам. К
примеру, ребенок с синдромом Дауна научился в школе считать, рассчитываться в
магазине, знает время, и пусть по математике у него 5-7 баллов, зато по истории
- 50 баллов. Чтобы ребенок смог продемонстрировать достижения в разных
областях, шкала должна быть большой.
-
Мосгордума недавно приняла в первом чтении законопроект «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья в Москве». Облегчит этот закон ситуацию?
- В определенной
степени. Благодаря ему наша работа перейдет в штатный режим, инклюзия станет
нормой. Ведь сегодня мы работаем как экспериментальная городская площадка, и
каждые три года должны доказывать, что эксперимент имеет право на жизнь: он
должен выйти на новый уровень, либо его закроют. Другое дело - чтобы закон заработал,
должно быть принято значительное количество подзаконных актов, а это требует
времени.