Недавно в ИНИОН РАН состоялся круглый стол на
тему «О государственной и общественной поддержке раскрытия и реализации интеллектуального
потенциала инвалидов (лиц с физически ограниченными возможностями) стран СНГ,
обеспечения им доступа к высококачественному образованию, инновационной и
научно-исследовательской деятельности, в том числе и на основе Интернет и
дистанционных технологий».
На встречу были приглашены представители школ, вузов и
общественных организаций для обсуждения проблемы интеграции инвалидов в
общество и обмена опытом. Круглый стол проходил под патронажем ИНИОН РАН.
Заведующий отделом научного сотрудничества ИНИОН РАН Герасимов В.И. подчеркнул,
что данная проблема имеет статус национального приоритета, необходимо
воспользоваться теми социально-инновационными технологиями и практическими
навыками, используя отечественный и зарубежный опыт, для раскрытия индивидуального
потенциала каждого человека. Владимир Иванович отметил, что стартовым условием
для этого является создание партнерства власти, бизнеса, образования и
гражданского общества.
«Мы должны предоставить возможность людям с
ограниченными физическими возможностями общаться на уровне современного
общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие
инвалидов в нашей жизни».
Во время обсуждения неоднократно говорили о
том, что люди с ограниченными возможностями обладают большим потенциалом, т.к.
у них расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, и
этот потенциал необходим обществу.
Особое внимание было уделено именно
образованию, т.к. современному обществу необходимы высококвалифицированные
специалисты.
Слово взял директор центра образования
«Технологии обучения» Ездов А.А. Он рассказал о проекте Правительства Москвы «
I -Школа» для детей-инвалидов, заключающемся в обучении школьников с
ограниченными физическими возможностями на дому дистанционно с помощью сети
Интернет. Школа существует с 2003
г ., на сегодняшний день в ней обучается более тысячи
учащихся от 8 до 18 лет. Обучение включает в себя, помимо программы
общеобразовательной школы, дополнительное образование для желающих пройти
предпрофессиональную подготовку, учащиеся могут выбирать из 100 предлагаемых
курсов (http://www.home-edu.ru/). На данный момент в России действуют 5
подобных школ, но Министерство образования РФ планирует организацию
дистанционных школ для детей-инвалидов в 20 регионах.
О своем опыте рассказала и заместитель
директора профессионального лицея №11 г. Красноярска Ахвердиева Г.М. Она
подчеркнула, что дистанционное образование иногда является единственным выходом
для обучения, но также имеет и минус: детям, окончившим школу дистанционно,
психологически тяжело интегрироваться в общество, они с неохотой поступают в
вузы. Лицей занимается активизацией интереса у учащихся с ограниченными
физическими возможностями к получению дальнейшего образования. Она отметила,
что в первые два года действия программы ни один человек не поступил в вузы.
Понадобилось несколько лет, чтобы перебороть страх и опасения ребят. За
восьмилетнее существование проекта в вузы Красноярска поступили 23 человека.
Наиболее эффективно создание интегрированных групп, т.е. смешанных, а не
специализированных.
О получении высшего образования как
дистанционно, так и в аудиториях вуза говорили и представители Академии
управления «ТИСБИ» г. Казани, Московского городского психолого-педагогического
университета, Современной гуманитарной академии, Нижегородского
государственного университета. В стенах этих учебных заведений учатся люди с
нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательной системы.
Московский городской психолого-педагогический
университет готовит преимущественно системных администраторов, IT
-разработчиков (факультет информационных технологий). Вуз обладает специальным
оборудованием для обучения слепых и слабовидящих людей, учащиеся с нарушением
зрения составляют 47% от общего числа студентов с физически ограниченными возможностями.
Более того, в университете существует лаборатория по разработке подобного
оборудования (http://www.mgppu.ru/ ).
Академия управления «ТИСБИ» вместе с
психолого-педагогическим центром обучает студентов с нарушением слуха. Важное
место уделяется психологической работе со студентами, их родителями и родными,
а также преподавателями. Обучение как очное в интегрированных группах, так и
дистанционное. Хотелось бы отметить, что учиться приходят выпускники школы для
детей с физически ограниченными возможностями при академии
(http://www.tisbi.ru/).
Также много говорилось и о кадровой проблеме.
К сожалению, в России нет курсов повышения квалификации учителей и
преподавателей вузов для обучения инвалидов. В педагогических институтах
готовят дефектологов, но их знания недостаточны. Необходимо разработать
специальную программу подготовки кадров для работы с людьми с физически
ограниченными возможностями. Представитель нижегородского государственного
университета отметила, что в некоторых областях России, например, в отдаленных
уголках Сибири, из-за отсутствия школ, интернатов, вузов и Интернета ни очное,
ни даже дистанционное обучение инвалидов невозможно. Это говорит о том, что
правительство уделяет очень мало внимания проблеме интеграции в общество людей
с ограниченными возможностями.
Выучить и выучиться – это первая проблема, но
здесь есть возможности для достижения этой цели, самое важное то, для чего мы
получаем образование – это трудоустройство после получения диплома.
Трудоустройство инвалидов, даже с высшим образованием, является самой большой
проблемой. Чаще всего вузы, в которых отучились студенты, сами приглашают своих
выпускников на работу, или же выпускники идут работать в те школы-интернаты, из
которых они пришли в вуз, а именно: преподают.
На данный момент в России существует всего
одна организация, занимающаяся трудоустройством именно инвалидов. Региональная
общественная организация инвалидов «Перспектива» существует уже 10 лет. Кроме
того, что она сотрудничает с кадровыми агентствами и представительствами
известных западных компаний в России, «Перспектива» организует семинары,
конкурсы, конференции, ярмарки по трудоустройству инвалидов. В 2007 г . при участии
организации были трудоустроены 295 человек с инвалидностью. Помимо
трудоустройства, организация оказывает юридическую и психологическую помощь
инвалидам (http://www.perspektiva-inva.ru/ ). Менеджер проектов Михаил Новиков
объясняет, что главным фактором неуспешности на рынке труда инвалидов является
их недостаточная психологическая и профессиональная подготовка. Михаил
поясняет, что система образования инвалидов, предлагаемая на сей день в
интернатах, такова, что человек выходит оттуда с поломанной психикой, он
изначально не может устроиться, т.к. почти всю свою жизнь провел в обществе
инвалидов, и у него не было никакой интеграции в общество. Таким образом,
искусственно создаются два мира: мир инвалидов и мир здоровых людей, для
которых открыты двери всех офисов, а вместе с этим и мнение, что эти два мира
не могут пересечься.
«Еще более серьезная ситуация с ребятами
после надомного обучения. Нельзя сказать, что я отношусь отрицательно к
дистанционному образованию, на самом деле все замечательно, и те технологии,
которые демонстрировались здесь, должны применяться и в рамках обычных школ, но
иногда мне кажется, что у нас в определенной степени возникает очень сильный
перекос, потому что и со стороны чиновников очень высокого ранга – как Европы,
так и России – слышишь только про дистанционное образование для
детей-инвалидов, потом про дистанционные места работы, таким образом можно
организовать всю дистанционную жизнь.
Надо учесть, что дистанционное образование
практически полностью лишает человека социальных навыков, общения со
сверстниками и с преподавателем, и т.д. То есть весь тот объем знаний, который
он получит, может быть использован только дистанционно, а в рамках реальной
среды, общения, получается, что мы этих людей на этой стадии уже вычеркиваем.
Я понимаю, что аргументом может быть тот
факт, что у многих из детей нет другой альтернативы, в некоторых случаях это
действительно так, хотя далеко не всегда. Я знаю очень много ребят, которые
имея форму паралича, позволяющую ходить в обычную школу, часто слышат в свой
адрес слово «инвалид», и их отправляют на дистанционное обучение. Получается,
что на этой стадии мы этих детей лишаем возможности быть успешными в жизни.
Если подходить к решению этой проблемы с
точки зрения только дистанционного образования, я понимаю государственную
систему и чиновников, так, возможно, им проще, чем переделывать школы, чтобы
они были доступны для детей на колясках, чем организовывать в них возможности
технологического обучения незрячих, неслышащих детей, использовать
сурдопереводы, возможности для персональных ассистентов для тех из них, которым
это необходимо и т.д. Проще поставить им на дом компьютер и обеспечить их
непосредственное дистанционное обучение. Подчеркну, я не против, но я боюсь,
что это получит перекос, который не позволит нам успешно социализировать этих
людей, а без этого, на самом деле, любое образование особого смысла не имеет»,
– поясняет свою позицию о дистанционном обучении Михаил.
У организации «Перспектива» есть определенные
программы, в частности программа перехода от школы к работе, в которой
стараются показать возможности для жизни для них и конкретно на рынке труда.
Некоторые крупные компании поддерживают этот проект. Проводятся совместные
мероприятия, экскурсии: группу молодых ребят без опыта работы, часто из
интернатов, привозят в офис, где они имеют возможность пообщаться с
сотрудниками, задать вопросы, увидеть все своими глазами. Для некоторых
организуются игровые интервью как при приеме на работу.
Михаил говорит о том, что для некоторых это
шок, ведь они привыкли к своему миру с инвалидностью. «Перспектива» пытается им
доказать, что они могут стать частью этого мира тоже, для этого нужно получить
образование, учиться: «Перспектива есть. Есть такая возможность, но ребенок с
инвалидностью в рамках школы не видит, что он может все это реализовать, и,
естественно, что у него нет стремления поступить в институт, для того, чтобы
получить образования, жить на равных и участвовать со всеми».