Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым
Малофеев: школа должна учить
ребенка-инвалида быть независимым
В
советские годы основным подходом к обучению детей-инвалидов в спецшколах было
трудовое воспитание. Что изменилось за последние 20 лет и чему сегодня нужно
учить детей с нарушениями здоровья, об этом в интервью РИА Новости
рассказывает директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.
- Николай Николаевич, как и почему менялись системы образования
детей-инвалидов в разных странах в последние десятилетия?
- На
протяжении ХХ столетия специальная школа менялась, ориентируясь на требования
рынка труда. Наиболее отчетливо это происходило в СССР и Германии – странах,
чьи государственные системы специального образования ставили своей целью
"производство полезных членов общества". Принимая все расходы по
содержанию спецшкол на себя, государство заботились, чтобы их выпускники были
способны впоследствии возвратить деньги в казну. Потому-то столько
внимания и в Германии, и у нас уделялось урокам труда, допрофессиональной
подготовке.
Молодой человек с
интеллектуальными проблемами после школы мог рассчитывать получить место, на
которое не шли его нормально развитые сверстники, как правило, это был
малоквалифицированный труд.
К концу 1970-х
годов в странах благоденствия спрос на неквалифицированный труд резко
упал, да и нанимать на него предпочли иммигрантов. Ниши на рынке труда, под
которые спецшкола прежде готовила своих подопечных, исчезли. Цели и смыслы
обучения детей с недостатками умственного развития и прочими нарушениями
пересматриваются, такого ребенка перестают "натаскивать" на
овладение несложными трудовыми операциями. Отныне основная задача -
давать ему социальные навыки, обеспечивать эмоциональное развитие.
- Как
должно строиться обучение в спецшколе в таком случае?
- Необходимы иные
образовательные стандарты и учебники. Нет смысла мучить умственно отсталого
ребенка усвоением знаний, которыми во взрослой жизни он никогда не
воспользуется. Целью образования детей с отклонениями в здоровье, в наиболее
общем смысле, является введение их в культуру – они по разным причинам выпадают
из образовательного пространства, но остается культура. Культура в данном
случае понимается нами как система ценностей (частных, семейных,
государственных). Взрослея и присваивая эти ценности, ребенок сможет
реализовать свои личные устремления. Он научится брать на себя посильную
ответственность за близких, занимать активную жизненную позицию в обществе.
По заказу
Минобрнауки РФ наш институт разрабатывает специальный федеральный
государственный стандарт. Он должен стать базовым инструментом реализации
конституционных прав на образование детей с отклонениями.
- Каким
должен быть этот стандарт?
- Предложенная
Институтом концепция подразумевает несколько целей.
Во-первых,
стандарт должен гарантировать введение в образовательное пространство всех
детей вне зависимости от тяжести их проблем и, таким образом, исключить саму
возможность определения ребенка как "необучаемого".
Во-вторых,
стандарт должен гарантировать не только получение образования детям с
тяжелыми нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным
программам, но и оказание им специальной помощи, если они способны
обучаться в условиях массовой школы. Соответственно в предлагаемой
концепции разработаны четыре варианта специального стандарта, впервые
включающие как ее отдельный вариант - формы систематической специальной
поддержки ребенка, получающего цензовое начальное образование в среде своих
здоровых сверстников в те же календарные сроки.
В-третьих, для
ребенка, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только
овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие
жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым и
приспособленным в реальной каждодневной жизни.
- Развивает
ли социальные навыки инклюзивное обучение? В последние годы это считается
ведущей тенденцией…
- Да, но инклюзия
показана не всем. Для многих её синонимом является волшебное слово
"пандус" - но не каждому, кто сидит в инвалидном кресле, достаточно
организовать физический доступ в обычную школу, чтобы он мог успешно там
учиться.
Интеграция,
инклюзия – это ведущая тенденция развития образовательных услуг для лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Мы должны стремиться к созданию условий,
чтобы такие дети, подростки, студенты – если они способны, если они хотят –
имели возможность посещать обычные (от детского сада до вуза) образовательные
учреждения.
Тем не менее, не
следует закрывать хорошо зарекомендовавшие себя специальные детские сады и
школы. Конечно, я говорю об учреждениях шаговой доступности. Не дело, когда
ребенок-инвалид изымается из семьи и направляется в учреждение, находящееся от
его дома в десятках, а то и сотнях километров.
Что касается
формирования социальных навыков, на мой взгляд, дело не в месте обучения, а в
соответствующем возможностям ребенка стандарте и квалификации педагогов.
Материал
подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости