На коляске за дипломом
Впервые в Перми
инвалид-колясочник первой группы Иван Ярославцев смог с помощью технологий
дистанционного обучения получить высшее образование по специальности
"инженер автоматизированных систем управления". Для большинства
пермских инвалидов высшее образование по-прежнему недоступно - им приходится
рассчитывать только на помощь своих родителей и преподавателей вузов.
Иван Ярославцев живет в самом
северном городе Прикамья - Красновишерске. От него до Перми более 400 километров. На
протяжении пяти лет Иван дважды в год ездил в краевой центр прослушивать лекции
и сдавать экзамены. Для здорового человека такие поездки не представляют особой
проблемы - только дорога слишком накладна. Но Иван Ярославцев - инвалид первой
группы, с детства ему поставлен диагноз "несовершенный остеогенез".
Проще говоря, у молодого человека повышенная ломкость костей, или, как говорят
в народе, "стеклянная болезнь". Любое неосторожное движение может
привести к перелому.
Несмотря на это, Иван в 2005 году
поступил на факультет дистанционного обучения в Пермский государственный
технический университет. Каких усилий стоило получить долгожданный диплом
инженера автоматических систем управления, знает только Иван и его родители. К
тому же обучение требует денег, и немалых. Сейчас за год учебы необходимо
отдать 60 тысяч рублей. Хорошо еще, что помогли местные предприниматели. А
родителям даже пришлось по сниженной цене купить старенький ВАЗ-2104, чтобы
было на чем Ивана в Пермь возить.
Но деньги оказались не самой
главной проблемой. Студенту, который с детских лет передвигается на инвалидной
коляске, необходимо было присутствовать на лекциях. А они, как правило,
проходят не только на разных этажах, но и в разных зданиях. Один из корпусов
политеха и вовсе расположен на другом берегу Камы. Вот и таскали его родители
на руках из аудитории в аудиторию. У отца на нервной почве даже инфаркт
случился. Но усилия не пропали даром.
- Когда Иван первый раз
приехал в университет, у него был такой потерянный, смущенный вид, - говорит
Татьяна Кузнецова, декан факультета дистанционного обучения. - Ведь на окраине
региона он практически никуда раньше не выезжал и представить себе не мог, как
будет жить дальше, чем заниматься. И наш вуз дал ему направление в жизни.
Сейчас он очень изменился. Стал взрослым, уверенным в себе мужчиной.
Вне зоны доступа
Такие же препятствия годом
раньше преодолела и Екатерина Селиванова, учившаяся в ПГТУ шесть лет по
специальности "менеджер управления организациями". Ради студентов с
ограниченными возможностями, чтобы избавить родителей от необходимости
поднимать коляски на верхние этажи политеха, преподаватели даже проводили
индивидуальные занятия на первом этаже.
И очень горько было молодым
студентам от того, что власти равнодушно отнеслись к их проблемам. Помощи
ребятам-инвалидам, стремящимся получить высшее образование, нет практически
никакой. Несколько лет назад Катя Селиванова обратилась за помощью в
администрацию Перми - попросила установить пандус на входе в ПГТУ.
- Написала письмо на имя
пермского мэра Игоря Шубина, обрисовала положение, - говорит она. - И мне в
результате пришел вежливый ответ, что денег на такие расходы в городском
бюджете нет и, видимо, никогда не будет.
Без перспективы
Другая проблема возникла
перед дипломированными Селивановой и Ярославцевым уже после окончания вуза. Им
очень тяжело устроиться на работу. Но если Ивану с его профессией компьютерщика
еще можно найти себе дело, то Екатерину просто никуда не берут.
- Не готовы люди принять на
работу человека в инвалидной коляске, - с горечью говорит Катя. - Как только
узнают, что я инвалид, сразу отказываются. Неплохо бы у нас в крае разработать
систему работы на дому или частичной занятости. Да разве наши власти станут
этим заниматься?
Селиванова знает, о чем
говорит. За всю жизнь, кроме пенсии, ее за казенный счет один раз свозили
прокатиться на теплоходе по Каме и как-то к празднику подарили комплект
постельного белья. Этим забота со стороны государства и ограничилась. У нее
много знакомых в Перми - таких же, как она, людей с ограниченными
возможностями. И многие хотели бы учиться в вузах, работать, но полное
отсутствие в Пермском крае каких-либо условий для этого и, соответственно,
дальнейших перспектив, ставит на таких желаниях жирный крест.
Даже для того, чтобы
установить в подъезде дома, где живет инвалид, пандус, необходимо согласие всех
жильцов - ведь расходы на установку потом надо делить на всех собственников.
Комментарий
Николай Шевелев, проректор по
новым образовательным технологиям Пермского государственного технического
университета:
- Дистанционное обучение,
которое в нашем высшем учебном заведении практикуется последние годы, - самая
удобная форма для людей с ограниченными возможностями. Можно учиться не выходя
из дома при наличии, конечно, Интернета. Причем некоторые занятия у нас
проходят в режиме реального времени. Это очень удобно. Но все равно ребятам и
девушкам приходится приезжать в вуз на практические занятия, сдачу экзаменов и
другие подобные мероприятия.
К тому же обучение платное. А
обычно в семьях инвалидов доход небольшой. И вот эти трудности - передвижение
по этажам, между зданиями и оплату учебы - им приходится преодолевать. К
сожалению, не существует никаких государственных проектов или программ, направленных
на поддержку этой части молодежи. Им приходится выворачиваться самим. Мы
обращались в различные инстанции с просьбой о помощи, но в ответ приходят лишь
рекомендации самим как-то решить все вопросы.
Конечно, без помощи наш вуз
ребят-инвалидов не оставляет. Мы идем на различные нарушения, чтобы им помочь,
за что можем и пострадать. Но пока у нас в стране не решится вопрос о свободном
доступе к высшему образованию людей с ограниченными возможностями, придется
рисковать самим. Причем, насколько мне известно, сейчас максимально облегчен
доступ к высшему образованию в армейских условиях и даже в местах лишения
свободы а молодые ребята-инвалиды получают его с огромными трудностями.
Как в других регионах
Положительный опыт
инклюзивного высшего образования существует в других городах России. Но весь он
базируется исключительно на доброй воле руководства вузов.
В Санкт-Петербургском
госуниверситете обучаются 312 студентов-льготников, в числе которых есть
инвалиды.
В Самарском госуниверситете
для группы из восьми человек с ограниченными возможностями специально
установили пандус и оборудовали туалетную комнату.
Руководство Бурятского
государственного университета сейчас рассматривает вопрос о формировании группы
на базе учебного класса специализированного дома инвалидов-колясочников.
В Челябинске на базе ЧелГУ
существует единственный на Урале Центр региональной подготовки инвалидов,
который разработал уникальную для России систему доступности высшего
образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. В ее основу
положено интегрированное обучение инвалидов с различными физическими
нарушениями и сопровождение их учебы. При этом есть возможность не только
профессиональной, но и социокультурной реабилитации. Ежегодно на всех
факультетах обучаются более 200 студентов-инвалидов, а слушатели-инвалиды
проходят довузовскую подготовку по университетскому регламенту, в учебных
аудиториях и читальных залах.
Константин Бахарев
Источник: rg.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/8937/#comment24738 |