Поддержка ребят с
ограниченными возможностями здоровья в нашей стране недостаточна. В
Международный день белой трости (День незрячих), 15 октября, Российский союз
ректоров (РСР) огласил собственную программу интеллектуального попечительства
детей-инвалидов.
Прошлогодняя попытка РСР взять под опеку талантливых детей-инвалидов увенчалась
успехом: участники программы "показали потрясающие результаты на школьных
олимпиадах и поступили в лучшие вузы страны”, сообщил президент РСР,
председатель Российского совета олимпиад школьников, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий.
Правда, радоваться, по его словам, рано: мы слишком "мало помогаем детям с
ограниченными возможностями здоровья в получении знаний, в реализации талантов,
в полноценной социализации. А в их интеллектуальной и культурно-просветительской
поддержке и вовсе существует определенный вакуум. Декларируя в последнее время
необходимость полноценного включения инвалидов в жизнь общества, мы мало что
для этого сделали”. Отсюда и проблемы.
Одну из них, по словам Садовничего, создает действующая система приема в вуз.
"В частности, отсутствие баланса между предоставляемыми льготами и сохранением
всего спектра возможностей для остальных абитуриентов”. Он заверил, что число
поступивших льготников не превышает 3% общего набора. "Между тем большинство ребят
с ограниченными возможностями, например слабослышащие школьники, просто не
верят, что могут получить высшее образование”, — дополнил ректор МГТУ им.
Баумана Игорь Федоров.
Впрочем, инвалидов, поступивших в вузы, также ждут сложности. Ни специальных
методик обучения, ни пособий для них нет (например, учебников для незрячих по
Брайлю). Нет в подавляющем большинстве вузов и инфраструктуры для полноценного
обучения и быта людей с ограниченными возможностями. В итоге то, что "массовые”
студенты делают не задумываясь, для, скажем, колясочника становится
неразрешимой проблемой. Например, отсутствие пандусов, конструкция столов,
намертво скрепленных с сиденьями, или недостаточная ширина дверных проемов
лифтов и аудиторий.
— Да и добраться до вуза нелегко, — рассказал победитель всероссийской
олимпиады этого года, студент 1-го курса ВМК Александр Куракин. — С
сопровождающим еще так-сяк. Но если родители болеют, одному не доехать. И тогда
приходится пропускать лекции.
А ведь можно бы на такой случай предусмотреть помощь государства. Например,
социальное такси.
"Сегодня необходимо адаптировать в вузах под возможности этих детей систему
медицинского наблюдения, систему питания, бытового обслуживания, проживания. Но
таких примеров, к глубокому сожалению, пока крайне мало, — признал глава РСР. —
Счастливым исключением является лишь МГТУ им. Баумана, где с 1934 года
существует факультет для технических гениев с ограниченными возможностями
здоровья”. Поступить туда, по словам первокурсницы Анастасии Романченко,
для многих сейчас — единственный способ получить высшее образование и
чувствовать себя как все.
Однако вскоре все может измениться. РСР
подготовил пакет предложений по поддержке инвалидов и собирается настаивать на
нем перед властями, как заверил Садовничий "МК”.
Прежде всего детям с проблемным здоровьем помогут готовиться к поступлению
вузы: и через учебу на вузовских подготовительных отделениях, и через
расширение их участия в олимпиадах для школьников. (Вначале хотели создать
отдельные олимпиады для инвалидов, но потом решили расширять их участие в общих
олимпиадах — новые рекомендации Российского союза олимпиад по этому поводу
заработают уже в этом году.)
— Второе предложение РСР — наладить систему приема. Искать выход в полной
отмене льгот для инвалидов при поступлении в вузы неверно. Сегодня нам стоит
вести речь о совершенствовании механизма предоставления льгот, а не выносить
нашим детям общественный приговор, — продолжил Виктор Садовничий. — Каждому
вузу предлагается предоставить право самостоятельно принимать решения по
обучению и поддержке талантливых детей-инвалидов, определяя меру собственной
социальной ответственности.
Одновременно предлагается развивать вузовскую инфраструктуру работы со
студентами-инвалидами — специализированные отделения, общевузовские
специализированные офисы социальной поддержки, общежития, библиотеки,
лабораторная база. Тем временем РСР, Лига здоровья нации и бизнес-партнеры
должны запустить комплексную Программу перевода и адаптации для невидящих
студентов классических университетских учебников (методика Брайля).
Не останутся в стороне и сами студенты-инвалиды. Им предлагается взять шефство
над более юными талантами с проблемами здоровья — участниками олимпиад
школьников и студенческих олимпиад. По мнению зампредседателя думского Комитета
по образованию, вице-президента Всероссийского общества слепых Олега Смолина,
они справятся: ведь ограничение физических возможностей сплошь и рядом
компенсируется неограниченными возможностями духа.
Тем не менее Россия пока только встает на путь цивилизованного отношения к
людям с проблемным здоровьем, и многое предстоит преодолеть. "В первую очередь
некоторые инстинкты людей, — признал уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. —
То чиновники не пустят незрячего человека в самолет, то родители воспротивятся
совместному обучению своих отпрысков с инвалидами, то вузы закроют прием инвалидов
на некоторые факультеты. "Да еще открыто заявят: нам лучше принять пять
здоровых, чем одну слепую”, — жаловались жертвы произвола певице Диане Гурцкой.
Все это, подчеркнул Лукин, "есть вид свинства и скотства, с которыми нам надо
как можно скорее расстаться”.