Сфера
реализации права на труд - одна из самых важных в жизни человека, это область
реализации человеческого потенциала, творческого начала личности, поэтому
справедливо считать обеспечение свободы выбора рода деятельности и профессии,
реализацию полной, продуктивной и свободной избранной занятости одним из
центральных направлений государственной социальной политики.
Общеизвестно,
что люди с инвалидностью испытывают сравнительно больше проблем с
трудоустройством, особенно, если их инвалидность «бросается в глаза» или
требует дополнительных приспособлений рабочего места и условий труда.
Вопросы, возникающие при
трудоустройстве, также непосредственно связаны с получаемым людьми с
инвалидностью образованием, в том числе профессиональным, а также с
деятельностью учреждений, устанавливающих статус инвалида и разрабатывающих
программу реабилитации (МСЭ). Поэтому о развитии трудового законодательства в
отношении людей с инвалидностью возможно только в комплексе с другими правовыми
нормами и сферами правового регулирования.
В Конвенции мерам по
обеспечению права на труд для людей с инвалидностью посвящена статья 27. Таких
мер достаточно много (не менее 10). Хотелось бы остановиться на двух, на мой
взгляд, наиболее важных:
1.Никто не может
быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо
преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка,
происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения,
возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений,
принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от
других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
2.Наем инвалидов в
государственном секторе.
Российское законодательство
содержит ряд гарантий (ФЗ о соцзащите инвалидов) по реализации права на труд
для граждан с инвалидностью. Есть определенные гарантии и льготы для инвалидов
в отношении режима труда и организации работы, отпуска и увольнения.
В то же время пока не нашли
в российском законодательстве такие важные положения как запрет дискриминации
по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм
занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения
работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда.
Статья 3 ТК РФ содержит
запрещение дискриминации в целом: «Никто не может быть ограничен в трудовых
правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола,
расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного,
семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства,
отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или
непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств,
не связанных с деловыми качествами работника».
В этой норме, однако, не
содержится такой признак как «инвалидность», хотя перечень является открытым и
допускает его дополнение. Тем более, что основные признаки дискриминации
указаны (всякое различие или предпочтение по обстоятельствам, не связанным с
деловыми качествами). Тем не менее, для обеспечения применения этого запрета на
практике и защиты инвалидов от дискриминации следовало бы включить этот признак
в перечень запрещенных оснований дискриминации.
Запрещение дискриминации
содержится в ст. 23 ФЗ о социальной защите инвалидов:
Не допускается установление в коллективных или
индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда,
режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и
дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение
инвалидов по сравнению с другими работниками.
Однако, включение
соответствующих положений в ТК РФ, основной акт трудового законодательства,
необходимо как составная часть одного из основных принципов трудового права.
Можно было бы также
дополнить эту норму (ст. 3 ТК РФ) следующим положением:
«Дискриминацией, в частности, является отказ в
обеспечении разумного приспособления рабочего места и условий труда, в тех
случаях, когда необходимость создания специальных условий труда
(специального рабочего места) или разумного приспособления рабочего места
определена в индивидуальной программе реабилитации (программы реабилитации
пострадавшего) гражданина»; либо в более привычной для российского
законодателя формулировке: «Не допускается отказ в обеспечении разумного
приспособления рабочего места и условий труда, в тех случаях, когда
необходимость создания специальных условий труда (специального рабочего
места) или разумного приспособления рабочего места определена в
индивидуальной программе реабилитации (программы реабилитации
пострадавшего) гражданина».
Гарантии найма в
государственном секторе также являются важной мерой обеспечения занятости людей
с инвалидностью, в тех случаях, когда для работы требуется создание
специального рабочего места или когда объем выполняемой работы человеком с
инвалидностью существенно ниже установленных норм выработки.
Эти гарантии должны быть
названы в ФЗ «О социальной защите инвалидов».
Статья 22 ФЗ о социальной
защите инвалидов предусматривает создание специальных рабочих мест для
трудоустройства инвалидов.
В нынешней редакции данная
норма вызывает много вопросов при ее применении, в т.ч. вопросов технического
характера - требования к оборудованию, характеристики специального рабочего
места. Вероятно, утверждение главным санитарным врачом РФ 18.05.2009 года
санитарных требований СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к
условиям труда инвалидов" будет способствовать более ясному пониманию
термина «специальное рабочее место».
При этом в данном
постановлении вводится понятие специализированного предприятия:
3.2. Под
специализированным предприятием понимается предприятие, независимо от форм
собственности, применяющее труд инвалидов, осуществляющее комплекс мер по
профессиональной и социальной реабилитации, обеспечивающее организацию на
производстве медицинского обслуживания инвалидов, выпускающее потребительские
товары, товары производственно-технического назначения, где общая численность
работающих составляет не менее 15 человек.
Документ допускает создание
таких предприятий в любых организационно-правовых формах. Таким образом,
возникают следующие вопросы:
в какой мере государство готово принять на себя
обязанность по созданию таких предприятий, какие органы будут уполномочены
на их учреждение и осуществление контроля их деятельности;
какие меры будут приниматься для стимулирования
создания частных предприятий, как коммерческих, так и некоммерческих,
какова будет их государственная поддержка.
По-видимому, потребуется
принятие специального закона, причем федерального, который должен будет
установить единые по всей стране правила создания и деятельности этих
предприятий.
Больше всего вопросов
вызывает применение ст. 21, 24 ФЗ о социальной защите инвалидов о квотировании
рабочих мест.
Статья 24. Права,
обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов:
Работодатели вправе
запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих
мест для трудоустройства инвалидов (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N
132-ФЗ).
Работодатели в соответствии
с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны (в ред.
Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ):
1.создавать или
выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2.создавать
инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида;
3.предоставлять
в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Статья 21. Установление
квоты для приема на работу инвалидов (в ред. Федерального закона от 29.12.2001
N 188-ФЗ):
Организациям,
численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством
субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу
инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и
не более 4 процентов).
В г. Архангельске, например,
за отчетный период 2009 года трудоустроено в счет квоты всего 2 инвалида,
примерно 700 квотированных рабочих мест заявлены работодателями как занятые
инвалидами, тогда как размер квоты по городу превышает 3000 рабочих мест.
Система квотирования рабочих
мест в том виде, каком она представлена в действующем законодательстве и без
подкрепления ее мерами государственной материальной помощи, не дает эффективных
результатов, не находит поддержки у работодателей. О неэффективности данного
института свидетельствуют и проводимые исследования (см. напр., Романов П.,
Ярская-Смирнова Е., Вайтфилд С., Келли С. Социологическое исследование проблем
реабилитации инвалидов в Российской Федерации. М., 2009. С. 40).
Вероятно, более приемлемым
явилось бы объединение норм о квотированных рабочих местах, специальных рабочих
местах и специальных предприятиях в одном федеральном законе, предусматривающим
в части и финансовые основы данной системы, включающей как государственную
поддержку, так и гарантии для работодателей. Такой шаг представляется более
правильным, чем нынешнее решение законодателем вопроса о гарантиях занятости
инвалидов.
Е. Шинкарева, Директор
правового центра АРО ВОГ, к.ю.н., г. Архангельск