"Особые" дети будут учиться
вместе со здоровыми: вы к этому готовы?
|
|
|
До
2016 года все школы должны быть оборудованы для детей с ограниченными
возможностями - программу представило министерство здравоохранения и
социального развития России. Но в Петербурге уже есть примеры, когда «особые» и
здоровые дети учатся вместе.
Всегда кто-то держит за руку
В сентябре Лиза
Алиевна Кумыкова, учитель 3 класса «Г» школы №533 Красногвардейского района,
начала урок с серьезного разговора. «Ребята, cкоро у нас будет настоящее
испытание - на доброту», - сказала она. Речь шла о новенькой ученице, Жене
Старченко. Учитель как могла объяснила детям, что такое детский церебральный
паралич.
Женя -
единственный «особый» ребенок в школе. Здесь нет специальных поручней или
лифта. Женя ходит в столовую позже других, когда никто не гонится по
рекреациям, а передвигаться по лестнице ей помогают одноклассники. Всегда
кто-то держит за руку.
Коварных вопросов
типа «Почему ты так ходишь?» она не боится - они заранее с мамой
«отрепетировали» ответы.
В первые дни
злосчастная ручка падала из рук. Женя расплакалась, разнервничалась.
Учительница прервала урок, обняла и сказала: «Не переживай, мы всегда тебя
будем ждать». Вскоре Женя разработала руку, буквы стали ровнее.
«Дети так серьезно
восприняли мои слова о доброте, сама не ожидала, - говорит учительница. - Когда
Женя входит в класс, расступаются, дают ей дорогу. Я же стараюсь перевести их
внимание, подчеркиваю, какие у Жени красивые волосы, лицо, глаза. Это правда. И
сами дети меняются. Сашу, озорника, не узнаю - такой вдруг нежный стал!».
Девочки приносят
новенькой конфеты, помогают складывать учебники, провожают. Женя никогда не
носит портфель сама.
«Бой»
не понадобился
«Это уже вторая
школа Жени, и в обеих нас встретили чуткие учителя и одноклассники» - говорит
Мария Базалишвили, мама девочки. Сначала Женя училась в школе №345, потом семья
переехала.
А вот раньше в
оздоровительный детский сад девочку не брали. Воспитатель сказала: «Если в сад
возьмут этого ребёнка, то я уйду». Потом в поликлинике каждый врач
переспрашивал: «А может, в специализированную школу?». Были проблемы в
музыкальной школе. «Педагог отказывалась принимать Женю, настраивала
администрацию против нас» - говорит Мария. Пошли к другому педагогу.
Сейчас Женя уже
четыре года играет на фортепьяно и ксилофоне, у нее замечательные учителя.
«Многие родители
«особых» детей, пережив подобное, уже заведомо считают, что его ребенка не
примут. Я тоже готовилась к бою, но на всех этапах нам шли навстречу. И
администрация школы, и учителя, и родители одноклассников» - уверяет Мария.
...Сейчас Женя в
больнице, ей снова предстоит лечение. Одноклассники ждут, передают подарки. На
день рождения сделали стенгазету с поздравлениями здоровья и скорейшего
возвращения. Когда мама пришла в школу за заданиями - обступили ее, забросали
вопросами. «Я даже прослезилась» - говорит она.
«Общие»
дети
А между тем особый
подход в классе нужен не только Жене. В классе есть ребята, у которых нет отцов
и даже матерей. Из 23 учеников 13 - мальчишки, есть армяне, узбеки,
азербайджанцы. В начале года Лиза Алиевна собрала родителей: «Давайте все
вместе подумаем, как сделать, чтобы наши такие разные дети чувствовали себя
хорошо!».
И родители
придумали - подружиться. Устраивают семейные праздники в развлекательных
центрах, стали дружить семьями, как-то провели собрание пап. И вопроса - нужен
или нет в классе «особый» ребенок не возникает. Дети у них «общие».
Такие
примеры - пока редкость
В обычных школах
вполне могут учиться дети с ДЦП, аутизмом, глухотой, слепотой, синдромом Дауна,
считает Виктор Лагун, представитель коалиции родителей «особых» детей
«Образование для всех».
Но таких примеров,
как у Жени, пока немного.
Бывает, что
родители здоровых детей утверждают, что больной ребенок тормозит обучение всего
класса. «Нормальные» скучают и не успевают пройти всю программу. Родители часто
не хотят, чтобы их дети видели страдания ребенка, не хотят, чтобы их дети были
для него «лекарством».
«Дело не в ребенке
с проблемами. Дело в том, насколько общество готово его принимать, - говорит
Лариса Горбунова, мама девочки с синдромом Дауна. - Потому что если кто-то в
классе издевается, ребенок закроется, и учиться не будет. Как только учитель,
дети, родители принимают ребенка и помогают ему, все в порядке - он учится, не
стесняется отвечать».
Напомним, по
закону об образовании дети с ограниченными возможностями имеют право учиться в
общеобразовательной школе. Отказать в приеме школа может только по причине
отсутствия технических условий. Сейчас в городе лишь несколько школ принимают
«особых» детей.
Инклюзивное
образование (когда особые и здоровые дети учатся вместе) бывает разным, по
данным Института коррекционной педагогики в Москве:
- комбинированным, при котором дети с уровнем
развития, близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных
воспитываются в массовых группах (классах), получая помощь
учителя-дефектолога специальной группы (класса).
- частичным, при котором дети, еще не способные
учиться на равных со здоровыми сверстниками, вливаются в классы лишь на
часть дня по 1-2 человека;
- временным, при котором все воспитанники специальной
группы (класса) вне зависимости от уровня развития объединяются со
здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц на каких-то мероприятиях.
- полным, для детей, которые по уровню развития
соответствуют возрасту и психологически готовы к совместному обучению.
Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или
классы школы.
Татьяна Морозова
Источник: mr7.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/11309/#more |