Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Саламанкская декла
Саламанкская декларация о принципах,
политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми
потребностями
Всемирная конференция по образованию лиц с
особыми потребностями: доступность и качество
Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. Саламанская
декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере
образования лиц с особыми потребностями
Предисловие
Более трехсот участников, представляющих 92
правителъства и 25 международных организаций, собрались в Саламанке, Испания, с
1 по 10 июня 1994 г.
в целях содействия достижению целей образования для всех и рассмотрения тех
изменений, которые необходимо осуществить в области основных направлений
политики, требуемых для поощрения подхода, заключающегося в инклюзивном
образовании, а именно: обеспечения того, чтобы школы могли быть открытыми для
всех детей, особенно детей с особыми образовательными потребностями. В работе
Конференции, организованной правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО,
приняли участие высокопоставленные должностные лица, занимающиеся вопросами
образования, администраторы, руководители и специалисты, а также представители
Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений, других международных
правительственных организаций, неправительственных организаций и
учреждений-доноров. Конференция приняла Саламанкскую декларацию о принципах,
политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми
потребностями и Рамки действий. Эти документы базируются на принципе включения
путем признания необходимости действовать в направлении создания "Школ для
всех", - учреждений, которые объединяют всех, учитывают различия,
содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям. Эти
Школы обеспечивают важный вклад в обеспечение целей образования для всех и
повышение эффективности школ с точки зрения преподавания.
Трудно добиться успеха, если рассматривать
изолированно образование для лиц с особыми потребностями, поскольку этот вопрос
в равной степени актуален как в странах Севера, так и в странах Юга. Это
образование должно быть составной частью педагогической стратегии и,
несомненно, новой социальной и экономической политики. Для этого необходимо
провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений.
Эти документы отражают выработанный всеми
странами мира консенсус, касающийся будущих направлений развития образования
для лиц с особыми потребностями. ЮНЕСКО гордится тем, что она приняла участие в
работе этой Конференции, и разделяет важные выводы, которые были сделаны на
ней. Всем заинтересованным лицам и организациям теперь необходимо принять этот
вызов и действовать таким образом, чтобы образование для всех в
действительности было ДЛЯ ВСЕХ, особенно наиболее уязвимых и наиболее
нуждающихся в нем. Будущее не предопределено, однако оно зависит от наших
ценностей, воззрений и действий. Успех нашей будущей деятельности будет
зависеть не только от того, что мы делаем, но и от того, чего нам удастся
достигнуть.
Я выражаю надежду, что все те, кто
ознакомится с этим документом, будут способствовать претворению в жизнь
рекомендаций Саламанкской конференции в своих соответствующих областях
деятельности.
Федерико Майор
Декларация
Вновь заявляя о праве на образование каждого человека,
в том виде, в котором оно зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и вновь подтверждая
обязательство всемирного сообщества на Всемирной конференции по образованию для
всех 1990 года обеспечить это право для всех несмотря на индивидуальные
различия,
вновь напоминая о нескольких декларациях
Организации Объединенных Наций, в результате которых в 1993 году были приняты
Стандартные правила Организации Объединенных Наций обеспечения равных
возможностей для инвалидов, в которых к государствам обращается призыв
обеспечить положение, при котором образование инвалидов являлось бы
неотъемлемой частью системы образования,
отмечая с удовлетворением более активное
участие правительств, групп сторонников, общинных и родительских групп, а также
в особенности организаций лиц с физическими и умственными недостатками,
стремящихся улучшить доступ к образованию для большинства по-прежнему
неохваченных лиц с особыми образовательными потребностями; и признавая в
качестве свидетельства такой приверженности активное участие высокопоставленных
представителей многочисленных правительств, специализированных учреждений и
межправительственных организаций в этой Всемирной конференции,
1. Мы, делегаты Всемирной конференции по
образованию лиц с особыми потребностями, представляющие 92 правительства и 25
международных организаций, собравшиеся здесь в Саламанке, Испания, с 7 по 10
июня 1994 года, настоящим подтверждаем нашу приверженность образованию для
всех, признаем необходимость и безотлагательность обеспечения образования для
детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках
обычной системы образования и таким образом одобряем Рамки действий по
образованию лиц с особыми потребностями, которыми правительства и организации
могут руководствоваться в духе их положений и рекомендаций
2.Мы считаем и торжественно заявляем о том,
что:
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь
возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний,
каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности
и учебные потребности,
необходимо разрабатывать системы образования и выполнять
образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание
широкое разнообразие этих особенностей и потребностей,
лица, имеющие особые потребности в области образования, должны
иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им
условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь
на детей с целью удовлетворения этих потребностей,
обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее
эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания
благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и
обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное
образование для большинства детей и повышают эффективность и в конечном
счете рентабельность системы образования.
3. Мы обращаемся ко всем правительствам и
призываем их:
уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований самый
высокий приоритет совершенствованию их систем образования, что позволило
бы им охватить всех детей, несмотря на индивидуальные различия или
трудности,
принять в форме закона или политической декларации принцип
инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в
обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих
поступать иначе,
разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со
странами, имеющими опыт в области инклюзивных школ,
создать механизмы на основе децентрализации и широкого участия в
области планирования, мониторинга и оценки предоставляемого образования
для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями,
поощрять и облегчать участие родителей, общим и организаций лиц с
физическими и умственными недостатками в процессах планирования и принятия
решений, касающихся удовлетворения специальных образовательных
потребностей,
прилагать больше усилий к разработке стратегий, касающихся
заблаговременного выявления таких потребностей и принятия конкретных мер,
а также профессиональных аспектов инклюзивного образования,
обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках
программ подготовки учителей, как дослужебной подготовки, так и подготовки
без отрыва от работы, предусматривалось обеспечение образования лиц с
особыми потребностями в инклюзивных школах.
4. Мы призываем также международное
сообщество, в частности:
правительства, имеющие международные программы сотрудничества и
международные финансирующие учреждения, в особенности спонсоров Всемирной
конференции по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Детский
фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Программу развития
Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Всемирный Банк:
одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах, а
также оказать поддержку развитию образования лиц с особыми потребностями в
качестве неотъемлемой части всех образовательных программ;
Организацию Объединенных Наций и ее специализированные учреждения,
в частности Международное бюро труда (МБТ), Всемирную организацию
здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ:
увеличить их вклад в техническое сотрудничество, а также укрепить
свое сотрудничество и создание сетей для оказания более эффективной
поддержки более широкому и комплексному обеспечению образования для лиц с
особыми потребностями;
неправительственные организации, занимающиеся вопросами
программирования и оказания услуг на уровне стран:
укрепить их сотрудничество с официальными национальными органами и
активизировать свое растущее участие в планировании, выполнении и оценке
инклюзивного обеспечения образования для лиц с особыми потребностями;
ЮНЕСКО, в качестве учреждения Организации Объединенных Наций,
занимающегося вопросами образования:
обеспечить, чтобы образование лиц с особыми потребностями
включалось во все виды обсуждения, связанные с образованием для всех на
различных форумах,
мобилизовать поддержку организаций преподавателей в вопросах,
связанных с укреплением образования учителей в том, что касается
обеспечения образования для лиц с особыми потребностями,
поощрять академическое сообщество в плане укрепления научных
исследований и создания сетей, а также создать региональные центры
информации и документации; наряду с этим служить в качестве центра обмена
информацией для таких мероприятий и для распространения конкретных
результатов и опыта, полученных на уровне стран во исполнение этой
Декларации,
мобилизовать средства путем создания в рамках своего будущего
Среднесрочного плана (1996-2002 гг.) расширенной программы для инклюзивных
школ и программ оказания поддержки общинам, которые позволили бы
приступить к осуществлению опытно-показательных проектов, демонстрирующих
новые подходы к распространению, а также разрабатывать показатели,
касающиеся потребностей в образовании для лиц с особыми потребностями и
его обеспечения.
5. И наконец, мы выражаем нашу глубокую
признательность правительству Испании и ЮНЕСКО за организацию Конференции и мы
призываем их приложить все усилия для того, чтобы обратить внимание всемирного
сообщества на эту Декларацию и сопровождающие ее Рамки действий, в особенности
на таких важных форумах, как Всемирная встреча на высшем уровне в интересах
социального развития (Копенгаген, 1995 г.) и Всемирная конференция по положению
женщин (Пекин, 1995 г.).