Школа в on-line режиме.
Для детей с ограниченными физическими возможностями здоровья, пожалуй,
единственный способ получить образование – это дистанционное обучение. С
помощью интернет-технологий ребята, не выходя из дома, могут получать задания
от педагогов, выполнять их и отсылать учителю на проверку. В режиме on-line
педагоги могут проводить тесты и контрольные, мгновенно выставляя ученикам за
них оценки.
К сожалению, пока не все дети и подростки, нуждающиеся в
дистанционном обучении, могут его получать. Причина одна: отсутствие
достаточного количества персональных компьютеров с выходом в Интернет.
И вот к 2012 году ситуация может измениться. Выступая на заседании
президиума Совета по реализации приоритетных национальных проектов и
демографической политике, премьер-министр Владимир Путин заявил, что все дети-инвалиды, нуждающиеся в
дистанционном обучении, должны его получать.
– Всего в дистанционном обучении у нас в стране нуждаются 35 тысяч
детейинвалидов. Считаю, что к 2012 году все они должны иметь такую возможность,
– сказал Владимир Путин.
Для того чтобы это сделать, необходимо не только обеспечить детям
с ограниченными физическими возможностями бесплатный доступ к информационным
ресурсам и библиотечным фондам, но и подготовить специальные обучающие
программы, а также специалистов, умеющих работать с такими программами. В этом
году на развитие дистанционного обучения, поддержку детейинвалидов и
детей-сирот из федерального бюджета было выделено около 70 миллиардов рублей. В
ближайшие три года финансирование данного проекта будет продолжаться.
В Москве программу развития системы дистанционного образования
курирует Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе
столичного Департамента образования.
– Дистанционное обучение, конечно же, не должно полностью заменять
живое общение учителя и ученика, – говорит руководитель центра Владимир Яблонский. – Но оно способно решать много задач. Одна из
них – получение образования инвалидами. Дети, подростки и студенты, не имеющие
физической возможности посещать занятия, с помощью электронной сети могут
получать знания и навыки, необходимые им для адаптации в обществе. В Москве
существует специальный Центр технологического обучения, который разрабатывает
программы дистанционного обучения для школьников и учащихся колледжей. В центре
работают около 300 учителей-методистов, владеющих навыками дистанционного
образования.
Плюсы и минусы дистанционного образования: Валентина ИВАНОВА,
председатель общероссийской общественной организации «Всероссийское
педагогическое собрание»:
– К безусловным плюсам дистанционной технологии обучения относится
его доступность, массовость, мобильность, отсутствие жестких привязок к месту и
времени обучения. К очевидным минусам я бы отнесла отсутствие 100-процентной
гарантии идентификации ученика, отсутствие живого общения. Кроме того,
дистанционно обучаемому молодому человеку необходима гораздо более сильная
мотивация. Многим трудно заставить себя регулярно и последовательно проходить
курс обучения без контроля со стороны и общения с сокурсниками.
– Можно ли говорить, что дистанционное обучение когда-нибудь
заменит очную форму образования?
– Думаю, что дистанционное обучение никогда не заменит очную
форму.
Эти формы достаточно хорошо сосуществуют вместе. Дистанционные
технологии используются в основном как способ доставки знаний студенту. И уж от
самого учащегося зависит, готов он впитать эти знания или нет.
– Равноправно ли существование этих двух форм образования?
– Каждый волен сам выбирать, каким образом ему удобнее получать те
или иные виды услуг. Образование не исключение. Безусловно, обе системы могут
сосуществовать. Ведь дистанционное обучение – это лишь одна из форм ставшего
давно традиционным заочного обучения, и если они существовали до сих пор, то
почему это не может продолжаться и в будущем.
Красной строкой
Из «Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве
на период до 2020 года» (одобрена Постановлением правительства Москвы от 17
февраля 2009 года):
...Равный доступ к воспитанию и образованию…
Создание специальных условий для детей, имеющих особые
образовательные потребности во всех типах и видах образовательных учреждений
города…
Дифференцированный подход при принятии решений о формах воспитания
и образования детей-инвалидов на основе оценки состояния здоровья ребенка…
Максимальное удовлетворение социального запроса родителей
(законных представителей) на разные формы обучения (с учетом территориальной
доступности образовательного учреждения от места проживания)…
В условиях инклюзивного обучения ребенок-инвалид чувствует себя
равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь, адаптироваться и
самореализоваться. При такой форме обучения он не чувствует свою ущербность и
отторженность от общества.
Кроме того, совместное обучение детей с особенностями развития и
детей, не имеющих таких нарушений, способствует формированию толерантного
отношения к инвалидам и членам их семей…
Оценки показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность
практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание,
посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа…
Неприспособленные учреждения, в которых учатся дети-инвалиды,
предполагается оснастить специальными мобильными лестничными подъемниками,
световыми и звуковыми информационными устройствами, тактильными дорожками. В
штаты общеобразовательных учреждений будут введены должности педагогов нового
поколения – тьютеров, которые будут обеспечивать наставничество и сопровождение
этой категории учащихся…
Особое внимание будет уделено детям, которые по состоянию здоровья
получают образование на дому, в том числе с использованием дистанционных
технологий…
Не позднее 2010 года этим детям должен быть обеспечен бесплатный
выход в сеть Интернет с ежемесячной компенсацией затрат родителям (законным
представителям) за оплату трафика…
Детям с тяжелыми (множественными) нарушениями здоровья,
находящимся в учреждениях интернатного типа, должны быть созданы условия для
комфортного жизнеобеспечения и гарантированного обучения, соответствующего их
психофизическому развитию и потенциальным возможностям…
Источник: http://www.voi.ru/press.asp?view=2612 |