Сюжетно-тематическая организация занятий по обучению грамоте логопедия
Сюжетно-тематическая
организация занятий по обучению грамоте
логопедия
Коррекционная
работа направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём
проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.
Добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими
нарушения речи, можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и
использовать сюжетно-тематическую организацию с применением игровых и наглядных
приёмов. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для
активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским
психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные
возможности детей.
Система занятий по обучению грамоте в нашем детском саду отличается от
учебно-дисциплинарной модели. В основу этих занятий положены комплексность и
игровые приёмы. Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка,
его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие
этой системы состоит в том, что занятия по изучению одного звука и буквы
подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и
дополняют друг друга.
Можно использовать разные варианты организации занятий с использованием
сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений,
литературных персонажей, элементов сюжетно-ролевой игры, настольно-печатных
игр, сюжетов и героев мультфильмов.
Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу для сюжета и
развивать его по ходу занятия.
Фронтальные занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету
способствуют развитию всех компонентов речи, формированию навыков
звукослогового анализа и синтеза, развитию познавательных процессов и
творческих способностей детей.
Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала.
Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй –
поставленными задачами.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные»
Цели.
Тренировать детей в
различении твёрдых и мягких согласных звуков.
Упражнять в
обозначении мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда.
– Сегодня мы с вами будем
учиться различать твёрдые и мягкие согласные и побываем в цирке.
2.
Основная часть
– Сначала нужно приобрести
билеты. Вставайте друг за другом. Я буду произносить твёрдый согласный звук, а
вы – похожий на него мягкий согласный. М… – (МЬ), П… – (ПЬ), Т…
– (ТЬ) и т.д.
Проходите, занимайте места.
Вот мы и в цирке. В цирке выступают… (гимнасты, фокусники, акробаты,
дрессировщики, силачи, жонглёры, клоуны, канатоходцы).
Как называется место, где выступают артисты цирка? (Арена.)
Какой мягкий согласный есть в этом слове? (РЬ.) А какой твёрдый? (Н.)
Игра
«Канатоходец»
– Сейчас на арене цирка выступит
канатоходец. Человек, умеющий ходить по канату, не боится высоты, не знает
страха. О нём можно сказать, что он… какой? (Смелый, храбрый, бесстрашный).
Кто из вас обладает такими качествами? Канатоходцем будет Миша. Выходи на
арену. Я буду произносить слоги с твёрдыми и мягкими согласными. Когда услышишь
в слоге мягкий согласный звук, сделай шаг вперёд.
А вы, зрители, внимательно следите за выступлением канатоходца. Если он
ошибётся, хлопните в ладоши.
Игра
«Дрессировщики»
– Перед вами животные. Кто из
вас умеет дрессировать животных? Максим – … (дрессировщик). Ксюша – …
(дрессировщица). Ксюша будет выступать с животными, названия которых
начинаются с мягкого согласного звука, а Максим с теми, названия которых
начинаются с твёрдого согласного звука. Выберете себе животных. Ксюша, с кем ты
будешь выступать? ( С медведем, лисой, тигром.) Максим, а ты с кем будешь
выступать? (С волком, зайцем, слоном.) Выходите на арену. Покажите, что умеют
делать ваши животные.
(Ксюша и
Максим показывают сюжетные картинки. Остальные дети составляют по этим
картинкам предложения.)
– Если вам понравилось
выступление дрессировщиков, то похлопайте в ладоши.
Физкультминутка
«Волшебные превращения»
Появляется
клоун.
– А вот и я. Здравствуйте, мои
друзья! Больше всего на свете я люблю шутить, веселиться и играть. А вы любите
играть? Вокруг себя повернитесь, в артистов цирка превратитесь. Изобразите
силача, жонглёра, канатоходца, жонглёра.
Игра
«Найди своё место»
– А сейчас поиграем в игру
«Найди своё место».
Тем, у кого окажется шарик со слогом, в котором согласный произносится мягко,
нужно встать около зелёного кубика. А тем, у кого на шарике написан слог с
твёрдым согласным, нужно будет встать около синего кубика. – Проверим, правильно ли вы нашли своё место. Прочитайте слоги. – Какие гласные буквы влияют на смягчение согласных? (Я, Е, Ё, И, Ю.)
Игра
«Фокусники»
На арене
появляется фокусник. Он показывает фокус с появлением букв в волшебном
сундучке. – Какое слово можно составить из этих букв? (Булка.) – Какую буква надо заменить, чтобы название хлебобулочного изделия
превратилось в название дикого животного? (Надо заменить букву У на букву
Е.) – Выполните превращение. Какое слово получилось? (Белка.)
Фокусник
уходит, оставляя волшебный сундучок.
Игра
«Силачи»
– Покажите, какие вы сильные.
Объявляется конкурс силачей. Нужно поднять эту тяжёлую гирю.
На гире
написаны слова: жонглёр, фокусник, гимнаст, тигр.
– Давайте прочитаем эти слова.
В каждом слове нужно подчеркнуть мягкий согласный. – Какое из этих слов лишнее? Почему?
3.
Заключительная часть
Оценивается
работа детей. Затем открывается волшебный сундучок.
– Давайте откроем волшебный
сундучок. Фокусник решил подарить нам на память о цирковом представлении эту
замечательную раскраску «Цирк».