Толерантность в школе
Главная » Мы слышим
сердцем! » Толерантность в школе
Что такое толерантность? Согласно Декларации
принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году,
толерантность трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание
богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов
проявления индивидуальности... это гармония в многообразии, это добродетель,
которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны
культурой мира...». Замечательная трактовка толерантности!
Ключевые слова: «уважение», «принятие»,
«понимание»!
Значение толерантности в обществе велико!
Роль толерантности в нашем неспокойном мире многими рассматривается, как способ
выживания человечества, условие гармоничного и всестороннего развития
взаимоотношений в современном обществе - в обществе, в котором, с одной
стороны, идет глобализация, а с другой - противодействие такой экспансии,
ограждение и сохранение своей самобытности, своей уникальной культуры. А для
нашей страны вопрос толерантности более чем актуален.
Ведь Россия — это многонациональная,
мультикультурная, многоконфессиональная страна. Не всё в нашем обществе в
отношении толерантности гладко: часто возникают конфликты на межнациональной и
религиозной почве, люди нетерпимы к проблемам инвалидов и стариков… Задача воспитания
толерантности стоит остро! Воспитывать толерантность надо с раннего детства. И
в воспитании толерантности детей большая нагрузка ложится на образовательное
учреждение и семью. Толерантность можно и нужно воспитывать!
И воспитание толерантности — это не разовая,
шумная, помпезная акция, интересное мероприятие или пусть даже увлекательное
учебно-воспитательное занятие. Это должна быть единица всей образовательной
системы - в том числе и школы.
Проблема воспитания толерантности актуальна
для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, в которых учатся
глухие и слабослышащие дети. К такой категории школ относится и наш Центр
психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК) «Логотон».
Воспитание толерантности в специальных (коррекционных)
общеобразовательных школах для глухих и слабослышащих детей имеет ряд
особенностей. Хотя, во-первых, в основе психического развития детей с
нарушенным слухом лежат те же закономерности, что и в норме, но в то же время
имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом
(нарушением слуха), и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью,
коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы.
Как и у многих детей с ограниченными
возможностями, у глухих и слабослышащих преобладают более низкая психическая
активность, характерные особенности в приеме и обработке информации (опора на
зрительный анализатор, преобладание наглядно-образного, а у младших школьников
– наглядно-действенного видов мышления), ограниченный объем хранения информации
(преобладание образной памяти), затруднения в процессе усвоения знаний в
вербализации опыта, недостатки развития и моторики в той или иной форме. Это
первое.
Во-вторых, необходимо отметить особенности
личностного развития глухих и слабослышащих детей. Особенности развития
личности, имеющей нарушения слуха, зависят от ряда факторов: времени поражения
слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в
семье, сформированности межличностных отношений. У неслышащих детей отставание
в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов, появлению
фрустраций (включая и их родителей). Трудности в обсуждении жизненных планов,
описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям в социальных
взаимодействиях.
Для многих глухих характерно завышение
самооценки и уровня притязаний. А ведь самооценка играет не последнюю роль в
становлении процессов поведения, определяет уровень его притязаний. У глухих
детей имеются большие трудности в формировании морально-этических представлений
и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки. Зачастую глухие не умеют
проявлять эмпатию, вставать на место другого человека. Глухие и слабослышащие,
в большинстве своем, социально инфантильны. Не стоит забывать также и о
возрастных особенностях формирования личности — об особенностях переходных,
кризисных периодов (например, адаптация к школе, подростковый возраст и т.д.).
В-третьих, глухие и слабослышащие дети сами
подпадают под категорию толерантного отношения со стороны общества. Многие
члены нашего общества очень нетерпимы к неслышащим людям: раздражают громкая
речь или жестикуляция, сложности с общением. Доходит и до банальных оскорблений
человека с недостатками слуха. Впрочем, многие глухие придерживаются такого
мнения, что общество глухих людей – это отдельная субкультура со своим языком –
жестовым, и что общество должно учиться, уметь взаимодействовать с глухими.
Взрослые глухие эту установку могут внушать своим неслышащим детям. С этим надо
считаться.
Вообще, порой сами неслышащие люди нетерпимы
к слышащим. Появился даже термин «сурдошизм». Например, человек потерял слух в
30 лет и пытается влиться в общество глухих (себе подобных), но общество глухих
его не принимает, мотивируя тем, что он не знает жестового языка. Или другой
пример: глухие учащиеся отрицательно относятся к педагогу, который не знает
жестовой речи. И таких случаев много.
Наконец, стоит говорить и об особенностях
преподнесения информации детям с нарушениями слуха: опора на наглядность и
практическое применение полученных знаний, умений и навыков. Полученные знания
необходимо сразу же реализовывать на практике!
А 29 октября в Центре
психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» для детей с
нарушениями слуха прошел «День Толерантности». Первый урок во всех классах был
посвящен понятию толерантности и важности толерантного отношения к другим
людям.
После уроков состоялось групповое занятие для
учащихся. Педагоги подготовили презентацию о толерантности, где были показаны
примеры толерантного отношения. Психолог провел групповое занятие на
толерантное отношение: на взаимное уважение друг к другу, взаимопонимание,
доверие… В конце занятия старшеклассники показали, подготовленный собственными
силами фильм «Что такое толерантность».
Дмитрий Алексеевских
Сайт "Страна глухих"
Источник: http://www.deafworld.ru/index.php/article/archive/4303/ |