Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 07:19

Зеленогорский сайт людей сограничеными возможностями здоровья

Мой профиль |
Меню сайта
Категории раздела
инвалиды и общество [285]
юридическая страничка [189]
работа и образование [130]
медицина и тех. средства реабилитации,бытовые приспособы для инвалидов [124]
пенсии,пособия,ЕДВ [8]
параспорт [51]
интервью [25]
социальное обслуживание [3]
Проблемы МСЭК [6]
МСЭК-это медико социальная экспертиза (раньше она ВТЭК называлась)
советы [3]
Historia -magistra vita(история-учитель жизни) [7]
дети-инвалиды [2]
Наш опрос
Достаточно ли информации для инвалидов в сети
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
WoWeb.ru - портал для веб-мастера

Каталог статей

Главная » Статьи » работа и образование

Трудовая активность инвалидов: состояние и перспективы(часть 2)

СПРАВКА

об увеличении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан с 1 апреля 2006 года (в руб.)

Наименование категории

Размер ЕДВ до увеличения

Размер ЕДВ после увеличения

Размер увеличения ЕДВ

Инвалиды войны и бывшие несовершеннолетние узники, признанные инвалидами вследствие общего заболевания

2120

2300,2

180,2

Инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

1060

1150,1

90,1

Инвалиды, имеющие I степень ограничения трудоспособности

848

920,08

72,08

Инвалиды, имеющие II степень ограничения трудоспособности

1060

1150,1

90,1

Инвалиды, имеющие III степень ограничения трудоспособности

1484

1610,14

126,14

Дети-инвалиды

1060

1150,1

90,1

Следовательно, для получения совокупных сумм (базовая часть пенсии плюс ЕДВ) для каждой из трех степеней ОСТД проведем простые арифметические действия.

Таблица 1 (в рублях)

Степень ОСТД

Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности

Размер ЕДВ

Совокупная сумма

Разница в совокупном доходе при изменении степени ОСТД

 

III степень

2070

1610

3680

1495

 

II степень

1035

1150

2185

748

I степень

517

920

1437

937

Отсутствие степени («нулевая»)

----------

500

500

 

Из таблицы следует, что при снижении ОСТД от третей ко второй степени инвалид теряет 1495 рублей, а при снижении ОСТД от второй к первой степени – 748 рублей. В случае, если инвалиду не назначается даже первая (самая легкая) степень ОСТД, то ему, даже при наличии какой-либо группы инвалидности, не только не выплачивается базовая и страховая части трудовой пенсии и почти вся ЕДВ (остается только социальный пакет и 50 рублей).

Данные цифры сами по себе мало, что говорят о стимулировании и дестимулировании активности инвалидов, в том числе в процессе поиска работы. Очевидно, чтобы понять роль ОСТД в снижении дохода инвалида и его социальной активности необходимо сопоставить среднюю зарплату работающих инвалидов с суммами снижения денежных выплат в связи со степенями ОСТД.

По данным региональных отчетов, полученных Всероссийским обществом инвалидов (ВОИ), средняя зарплата в 2005 году одного работающего инвалида составила 1 900 рублей. Сопоставление денежных потерь инвалидов от снижения ОСТД показывает, что средняя зарплата одного работающего инвалида практически сравнима с этой цифрой (1900 и 1495 рублей). При этом необходимо иметь в виду, что работающий инвалид несет не только физические затраты, но и дополнительные финансовые затраты в связи с осуществлением трудовой деятельности.

Именно в силу экономической нецелесообразности инвалиды в ряде случаев не заинтересованы в трудовой деятельности и можно понять тот панический страх, который они испытывают перед комиссией МСЭ, которая может лишить их гарантированного куска хлеба, и по существу обречь на голодную смерть. В данном случае, это не пафосная метафора. ВОИ известен случай, когда в результате снижения степени ОСТД (со второй на первую) молодой парень (21 год), не смог трудоустроиться и компенсировать потерю своего денежного дохода, покончил жизнь самоубийством. Также известны множество случаев, когда инвалидам, не назначались степени ОСТД, и тем самым их лишали почти всех государственных материальных выплат, которые оставались один на один с жестокой рыночной действительностью.

 4. Тенденции и основные факторы повлиявшие на занятость инвалидов в начале XXI  века.

Трудоустройство инвалидов в современной России осложнено не только рыночными отношениями, но и главное отсутствием ясной и четкой политики государства. Государственные чиновники разных рангов провозглашают трудовую занятость чуть ли не главным приоритетом политики по отношению к инвалидам. На деле до 2006 года наблюдалось свертывание различных форм государственной поддержки занятости инвалидов. Результат – рост безработицы среди инвалидов. По данным комитета по социальной политике Совета Федерации РФ безработица среди инвалидов трудоспособного возраста составляла на 1 января 2004 года в целом по России 70%. Занятость инвалидов трудоспособного возраста сократилась с 25-28% в дореформенный период до 11% в 1999 году.[1] Согласно Государственному докладу «О положении инвалидов в Российской Федерации» (с.128), подготовленному Советом по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации в 1998 году, занятость инвалидов трудоспособного возраста составляла в 1997 году 15,3% от их численности. По данным Академии труда и социальных отношений этот показатель составил в 2004 году 18,3%.[2]

О подобной негативной тенденции снижения количества работающих инвалидов свидетельствуют данные о динамике занятости на предприятиях Всероссийского общества инвалидов.

Таблица 2

Динамика занятости на предприятиях

Всероссийского общества инвалидов

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Численность работающих - всего

72489

66982

49039

35789

28038

20401

в том числе инвалидов

31524

28968

19628

12619

11181

7949

инвалидов  I гр.

1698

1453

865

514

512

334

                    II гр.

14659

13496

9179

5942

5577

3985

                   III гр.

14999

13886

9584

6163

5092

3630

Заработная плата инвалида

652

736

1030

1196

1558

1900

Из анализа таблицы 2 следует, что количество занятых инвалидов на предприятиях ВОИ за последние 5 лет снижалось со средним темпом 15% в год. Наибольший темп снижения наблюдался в 2002 – 2003 годах. Это было вызвано прежде всего  отменой значительной части налоговых льгот для общественных организаций инвалидов и их предприятий. В частности, в результате ликвидации налоговых льгот предприятия и организации Всероссийского общества инвалидов потеряли свыше 300 млн. рублей. Вынуждены были закрыться более 1200 малых и средних предприятий. В целом за 2002-2005 годы было ликвидировано более 46 тысяч рабочих мест в т.ч. боле 21 тысяч для инвалидов.

В 2004 – 2005 годах тенденция к снижению занятости инвалидов на предприятиях ВОИ продолжала наблюдаться. И это несмотря на то, что общественная организация принимала меры по сохранению рабочих мест для инвалидов.  Можно утверждать, что сокращение инвалидов на предприятиях не принадлежащих общественным организациям инвалидов в этот период шло еще более высокими темпами.

Следует отметить, что такие общие статистические данные не дают полной картины того положения, которое складывается с занятостью инвалидов в различных их категориях – по заболеваниям, возрасту, полу и т.д. Такой государственной статистики на сегодня нет. А между тем это прямая обязанность государства, без исполнения, которой невозможно выстроить даже приблизительную политику в обеспечении занятости инвалидов. Сегодня положение с занятостью инвалидов еще более осложняется, поскольку практически ликвидирован механизм квотирования рабочих мест, так как из него выведен весь малый и средний бизнес, где, как правило, реально работали инвалиды. В настоящее время в России квотирование рабочих мест возможно только на предприятиях и организациях, на которых работают более 100 человек. А между тем, в Германии нормы квотирования распространяются на организации, в которых работает 16 и более человек.  В России, где практически отсутствует административная ответственность, работодатели вообще могут не квотировать рабочие места для инвалидов.

Отрицательным фактором, который будет влиять на занятость инвалидов в перспективе - исключение из списка технических средств реабилитации бесплатного и льготного автотранспорта. Очевидно, что подавляющая часть инвалидов, нуждающиеся в этом средстве передвижения, в силу своей малообеспеченности не сможет самостоятельно приобрести и эксплуатировать личный автотранспорт. Поэтому у инвалидов  резко снижаются возможности  трудоустройства на рынке труда. Для многих из них, по существу, наиболее доступным  остается лишь надомный труд. И это в условиях когда государство фактически ликвидировало все стимулы, в том числе налоговые, для тех работодателей, которые используют труд инвалидов.

Однако, на наш взгляд, главный и существенный удар по перспективам трудовой реабилитации инвалидов нанесло введение ОСТД.

Конституция Российской Федерации статья 37 закрепляет принцип свободы труда. Эта статья гласит: «Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Об этом же говорят и международные договора Российской Федерации, которые в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Наиболее полно право каждого человека на труд закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В статье 6 Пакта говорится, что право на труд включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Таким образом, в этой формулировке мы видим два элемента права на труд. Первое - это право на получение возможности, это такая общая формулировка социально-экономических прав на получение возможности зарабатывать себе на жизнь своим трудом. И соответственно, этому праву корреспондирует обязанность государства по созданию данных возможностей. И второй элемент - это собственный принцип свободы труда. Труд, который человек свободно выбирает, с которым он свободно соглашается. Таким образом, Российская Федерация как участник данного Пакта, как участник других международных договоров, ратификации конвенции МОТ № 122 и как член ООН (в Уставе ООН, в ст. 55 достижение полной занятости индивидов признается в качестве одной из важных целей деятельности ООН) и других организаций признает данное право и, соответственно, те обязательства, которые вытекают из данных международно-правовых институтов.

Практически во всех странах профессиональная реабилитация назначается лицам, которые смогут по ее окончании улучшить свое положение на рынке труда, обычно заключающиеся в том, что человек сможет работать по другой специальности.  Под другой работой понимается работа близкая к той, которую выполнял человек, (Испания, Австрия), работа более низкого качества (Дания, Швеция). 

В Российской Федерации просматриваются обратные тенденции. При этом отмечаем то рвение, с которым государственные органы начинают охотиться за работающими инвалидами, имеющими третью степень ОСТД. Если даже такой инвалид вопреки мнению МСЭ трудоустроился, то трудовая инспекция предпринимает меры по их увольнению с работы. Таким образом, создалась невероятная ситуация в которой государственные органы карают рублем инвалидов за то, что они при наличии тяжелых заболеваний находят силы работать и приносить пользу себе и обществу. Так как в этом случае инвалиды, как и все другие граждане России, становятся реальными налогоплательщиками.

 Сегодня многие люди с инвалидностью теряют стимулы к возможному трудоустройству. 

В соответствии с уже упомянутыми Критериями и классификациями, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 22 августа 2005 года № 535, степень ограничения способности к трудовой деятельности:

 - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы…

3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

Следовательно, имея третью степень ОСТД, инвалид не сможет трудоустроиться, потому что в ИПР у него не будет предусмотрено никаких реабилитационных мероприятий профессионального характера. И соответственно, работодатель не сможет принять его на работу. Таким образом, мы имеем дело практически с запретом инвалидам на труд, то есть имеем дело с ограничением его конституционных прав.

В реальности дело обстоит гораздо хуже. Имеются случаи по существу охоты налоговой и трудовой инспекций за работающими инвалидами, имеющими третью степень ОСТД. При этом руководитель организации, где работает такой инвалид, наказывается штрафами и ему выписывается предписание о необходимости увольнения инвалида.

Справедливости ради необходимо отметить, что проблемы с занятостью инвалидов неоднократно рассматривались в Совете Федерации и Государственной Думе и различных органах исполнительной власти. В частности, в апреле 2005 года в Государственной думе были проведены слушания по правоприменительной практике реализации закона № 122-ФЗ, на которых были приняты рекомендации.

В рекомендациях парламентских слушаний также указывалось о необходимости изменения норм квотирования и обеспечения государственной поддержки предприятий, обеспечивающих занятость инвалидов. Однако до сих пор такие поправки в Государственной Думе не рассматривались, хотя Всероссийским обществом инвалидов они были подготовлены и представлены через депутатов еще в начале 2005 года. Но воз и ныне там!

Поэтому, реалии новой социальной политики в отношении занятости инвалидов контрастируют не только с международными документами, но и в ряде случаев со здравым смыслом. Вместо того, чтобы приветствовать трудовую активность инвалида, и наоборот стимулировать его рублем, государство материально наказывает его, вынуждая занимать его положение социального иждивенца и вести пассивный образ жизни.

При этом необходимо отметить наметившиеся положительные тенденции финансовой помощи государства крупным общественным организациям инвалидов. Так на поддержку их деятельности в том числе на техническое перевооружение предприятий и создание новых рабочих мест для инвалидов из федерального бюджета в 2006году было выделено 500 млрд. рублей.

5. Трудоустройство инвалидов и индивидуальная программа реабилитации

С развитием в России трудового и налогового законодательства компетентные государственные органы стали строже отслеживать соответствие условий работы инвалидов и записанных трудовых рекомендаций в их ИПР.

Как известно, законодательно понятие «индивидуальная программа реабилитации было закреплено в статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, согласно которой «индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее по тексту ИПР) - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или упущенных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.»

На бумаге все ясно и четко. Иначе дело обстояло на практике. Оказалось, что для того чтобы разработать и затем реализовать ИПР необходимы были научные разработки, реабилитационная индустрия и главное кадры. По существу новая социальная политика в части реабилитации инвалидов. И надо отдать должное до 2001 года хотя и со скрипом, но процессы, касающиеся реабилитации инвалидов имели положительную  тенденцию. И дело не только в лекарствах, санаториях и проезде – о чем сейчас в основном говорят и пишут как о достижениях «монетизации» льгот. Главное в этот период на инвалида стали смотреть как на равноправного члена общества.

Государство старалось действовать в русле международных документов и помогало инвалидам, как на рынке труда, так и получении образования и в интеграции в жизнь общества. В социальной политике потихоньку и не без проблем росла государственная служба реабилитации инвалидов.

В этот период, ИПР разрабатывалась в основном для инвалидов, проходивших первичное освидетельствование.

В 2004 году Всероссийское общество инвалидов провело социологический опрос инвалидов и специалистов региональных управлений с целью определения оценок, как количества инвалидов, прошедших освидетельствование во МСЭКах в период с 1999-2004 г. и имеющихся ИПР, а также выявление основных факторов, определивших отсутствие ИПР у инвалидов.

Опрос проводился в 10-и регионах, расположенных в разных зонах РФ: Республике Татарстан, Краснодарском и Хабаровском краях, Владимирской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Пермской и Тюменской областях и г.Санкт-Петербурге. Всего в этих 10-ти регионах было опрошено 880 инвалидов и 49 экспертов-специалистов правлений ВОИ, занимающихся вопросами комплексной реабилитации инвалидов.

Данные опроса, проведенного ВОИ, показывают, что без ИПР остались едва ли не каждые двое из трех инвалидов, прошедших освидетельствование МСЭ в 1998-2002 г.г. В соответствии с пунктом 22 «Положения о признании лица инвалидом» учреждения МСЭ обязаны разрабатывать ИПР в месячный срок после первичного или повторного признания лица инвалидом. Следовательно, крайне низкий уровень охвата инвалидов ИПР является в основном результатом прямого нарушения комиссиями МСЭ установленных правовых норм. В целом этот факт можно рассматривать как первую и весьма существенную негативную характеристику деятельности МСЭ, связанной с внедрением ИПР в практику реабилитации инвалидов.

Основной причиной отсутствия у инвалидов ИПР является их элементарная неосведомленность о своем праве на разработку и реализацию ИПР. 69% инвалидов, не имеющих ИПР, просто не знали о своем праве на такую программу, не были поставлены в известность о ней и потому не подавали соответствующее заявление в комиссию МСЭ. На крайне низкий уровень информированности инвалидов о праве и порядке разработки ИПР указывают и около 80% опрошенных экспертов - специалистов ВОИ. Есть основания предположить, что такие масштабы плохой информационной работы с инвалидами со стороны медико-социальных служб - свидетельство не только недостаточно высокого уровня их профессионализма, но отчасти и осознанная позиция, призванная облегчить жизнь экспертных служб и подразделений реабилитации.

Две другие группы причин отсутствия у инвалидов ИПР связаны с их осознанным, добровольным отказом от разработки ИПР или от предложенного им комиссией МСЭ проекта индивидуальной программы. На эти основания указал 31% инвалидов, не имеющих на руках ИПР. Эта часть инвалидов либо изначально с недоверием и опаской относится к ИПР, либо отвергает предложенный им в проекте ИПР перечень реабилитационных средств и мероприятий.

На первом по значимости месте здесь стоитдобровольный отказ инвалидов от разработки ИПР. На это указали 28% инвалидов, не имеющих ИПР. Называя при этом одну, а то сразу и две-три причины отказа от разработки ИПР, инвалиды чаще всего ссылались на кажущийся им чисто формальным характер программы и невозможность ее выполнения в нынешних условиях (35%), а также на непонимание ими смысла и цели ИПР (31%). С этими данными согласуется мнение более чем 80% опрошенных экспертов о том, что инвалиды не придают сколько-нибудь серьезного значения ИПР или не верят, что нынешнее состояние дел с ИПР можно изменить в   лучшую сторону.

У 17% инвалидов из отказавшихся от разработки ИПР причиной отказа стало опасение, что после реализации ИПР им будет снижена группа инвалидности. Примерно каждый седьмой (15%) из инвалидов, отказавшихся от разработки ИПР, боится, что после принятия ИПР у него могут возникнуть проблемы с трудоустройством. 10% отказавшихся от разработки ИПР опасаются, что она будет носить принудительный для них характер. И лишь 5% «отказников» из этой группы инвалидов заявили, что в принципе не нуждаются в ИПР.

3% инвалидов, не имеющих на руках ИПР, отказались не от самой идеи разработки ИПР, а от предложенного им комиссией проекта программы. Чаще всего (в 40% случаев отказа подписать предложенный проект ИПР) это мотивируется несогласием инвалидов с тем, что комиссия МСЭ сделала

Источник: http://rabota.perspektiva-inva.ru/?491
Категория: работа и образование | Добавил: Пилюлькин_real (25.10.2010) | Автор: РООИ
Просмотров: 1121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Сайт для инвалидов
    Инвалид ру - cервер для больных и врачей
    Reality Fantasy сайт для инвалидов