Трудовая активность инвалидов: состояние и перспективы(часть4)
при установлении
инвалидности и степени ОСТД. Ознакомление с практикой работы МСЭ убеждает в
том, что деятельность комиссий не совпадает с названием этой комиссии. Как
правило, в состав комиссий МСЭ входят врачи различных специальностей, которые
смотрят представленные инвалидом медицинские выписки. Поэтому, данные
специалисты в силу своих профессиональных знаний и опыта дают, как правило,
общие рекомендации по трудовой деятельности пришедшего инвалида, ограничиваясь
записями «может работать по выбранной профессии» или «может работать в
специально созданных условиях», ни расшифровывая не специфику работу инвалида
по выбранной профессии, ни расшифровывая в чем состоит суть специально
созданных условий, и кто обязан их создать. При этом необходимо иметь в виду,
что без специальных мер по государственному патронированию занятости инвалидов
запись «работа в специально созданных условиях» тоже может быть приговором для
инвалида, так как работодатель при прочих равных условиях выберет работника,
которому не нужно создавать какие-то специальные условия. Поэтому
представляется, что все три степени ОСТД являются не адекватными современным
рыночным отношениям, по существу они являются препятствием инвалиду к занятию
трудовой деятельностью.
Очевидно, что
органы МСЭ должны сегодня определять не степени ОСТД, а те реальные
противопоказания к условиям труда, которые обусловлены его состоянием здоровья
и нарушением жизненных функций организма. При чем перечень этих
противопоказаний достаточно широко разработан и применяется при приеме на ту
или иную работу. При этом МСЭ должна не только определять противопоказания, но
и определять конкретные формы и процессы медицинской, социальной и
профессиональной реабилитации. И не ограничиваясь исключительно функциями по
формальному назначению технических средств реабилитации, санаторно-курортного
лечения и т.д.
3.
ОСТД и денежные выплаты
Впервые связь
между ОСТД и денежными выплатами была установлена при реформировании пенсионной
системы в 2002 году. Так согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ
размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в
зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности. Кроме
того, согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в
РФ» наличие степени ОСТД является единственным основанием для получения
социальной пенсии для детей-инвалидов и инвалидов с детства не имеющих
трудового стажа.
По нашему мнению,
введение данного критерия (ОСТД) для определения размера базовой части трудовой
пенсии по инвалидности и социальных пенсий является чрезвычайно опасным,
поскольку материальное положение инвалидов может стать заложником субъективных
и не всегда обоснованных решений специалистов экспертов из медико-социальной
экспертизы. Именно решения, принятые органами МСЭ по назначению степени ОСТД
инвалидам, фактически определяют уровень жизни миллионов людей, для которых
пенсии, как правило, являются единственным источником существования.
Как было указано
выше в результате принятия 122-го Закона с 1 января 2005 года уже не
только пенсии, но и ежемесячные денежные выплаты (далее – ЕДВ), которые были
предоставлены инвалидам как денежные компенсации вместо натуральных льгот,
также становятся зависимыми от степеней ОСТД. Следует отметить, что отмененные
льготы предоставлялись на основании группы инвалидности, а введенные вместо них
ЕДВ уже исключительно выплачиваются исходя из наличия степени ОСТД.
Рассмотрим объем
современных денежных выплат, зависящих от ОСТД, опираясь на элементарные
расчеты и практические примеры.
В результате
принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. №
165 «Об утверждении с 1 апреля 2006 года коэффициента индексации базовой части
трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения страховой части
трудовой пенсии», от 24 марта 2006 г. № 166 «Об утверждении коэффициента
индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц» базовая часть
трудовой пенсии повысится на 8,5 процента. Поэтому, в настоящее время (на
сентябрь 2006 года) ежемесячный размер базовой части трудовой пенсии по
инвалидности равен:
III степень ОСТД – 2070 рублей 18 копеек;
II степень ОСТД – 1035 рублей
09 копеек;
I степень ОСТД – 517 рублей 54 копейки;
Кроме того, с 1
апреля 2006 года ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным
льготникам выросли в 1,085 раза. Пенсионный фонд РФ подготовил справочную
информацию о размерах ЕДВ для инвалидов.
СПРАВКА
об
увеличении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан
с 1 апреля 2006 года (в руб.)
Наименование категории
Размер ЕДВ до
увеличения
Размер ЕДВ после
увеличения
Размер увеличения ЕДВ
Инвалиды войны и бывшие несовершеннолетние
узники, признанные инвалидами вследствие общего заболевания
2120
2300,2
180,2
Инвалиды вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС
1060
1150,1
90,1
Инвалиды, имеющие I степень ограничения
трудоспособности
848
920,08
72,08
Инвалиды, имеющие II степень ограничения
трудоспособности
1060
1150,1
90,1
Инвалиды, имеющие III степень ограничения
трудоспособности
1484
1610,14
126,14
Дети-инвалиды
1060
1150,1
90,1
Следовательно, для
получения совокупных сумм (базовая часть пенсии плюс ЕДВ) для каждой из трех
степеней ОСТД проведем простые арифметические действия.
Таблица
1 (в рублях)
Степень ОСТД
Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности
Размер ЕДВ
Совокупная сумма
Разница в совокупном доходе при изменении степени ОСТД
III степень
2070
1610
3680
1495
II степень
1035
1150
2185
748
I степень
517
920
1437
937
Отсутствие степени («нулевая»)
----------
500
500
Из таблицы
следует, что при снижении ОСТД от третей ко второй степени инвалид теряет 1495
рублей, а при снижении ОСТД от второй к первой степени – 748 рублей. В случае,
если инвалиду не назначается даже первая (самая легкая) степень ОСТД, то ему,
даже при наличии какой-либо группы инвалидности, не только не выплачивается
базовая и страховая части трудовой пенсии и почти вся ЕДВ (остается только
социальный пакет и 50 рублей).
Данные цифры сами по себе мало, что говорят о стимулировании и
дестимулировании активности инвалидов, в том числе в процессе поиска