Трудовая активность инвалидов: состояние и перспективы(часть 6)
выбирает, с
которым он свободно соглашается. Таким образом, Российская Федерация как
участник данного Пакта, как участник других международных договоров,
ратификации конвенции МОТ № 122 и как член ООН (в Уставе ООН, в ст. 55
достижение полной занятости индивидов признается в качестве одной из важных
целей деятельности ООН) и других организаций признает данное право и,
соответственно, те обязательства, которые вытекают из данных
международно-правовых институтов.
Практически во
всех странах профессиональная реабилитация назначается лицам, которые смогут по
ее окончании улучшить свое положение на рынке труда, обычно заключающиеся в
том, что человек сможет работать по другой специальности. Под другой
работой понимается работа близкая к той, которую выполнял человек, (Испания,
Австрия), работа более низкого качества (Дания, Швеция).
В Российской
Федерации просматриваются обратные тенденции. При этом отмечаем то рвение, с
которым государственные органы начинают охотиться за работающими инвалидами,
имеющими третью степень ОСТД. Если даже такой инвалид вопреки мнению МСЭ
трудоустроился, то трудовая инспекция предпринимает меры по их увольнению с
работы. Таким образом, создалась невероятная ситуация в которой государственные
органы карают рублем инвалидов за то, что они при наличии тяжелых заболеваний
находят силы работать и приносить пользу себе и обществу. Так как в этом случае
инвалиды, как и все другие граждане России, становятся реальными
налогоплательщиками.
Сегодня
многие люди с инвалидностью теряют стимулы к возможному трудоустройству.
В соответствии с
уже упомянутыми Критериями и классификациями, утв. Приказом Минздравсоцразвития
от 22 августа 2005 года № 535, степень ограничения способности к трудовой
деятельности:
-
способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к
содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы…
3 степень -
неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность)
трудовой деятельности.
Следовательно,
имея третью степень ОСТД, инвалид не сможет трудоустроиться, потому что в ИПР у
него не будет предусмотрено никаких реабилитационных мероприятий
профессионального характера. И соответственно, работодатель не сможет принять
его на работу. Таким образом, мы имеем дело практически с запретом инвалидам на
труд, то есть имеем дело с ограничением его конституционных прав.
В реальности дело
обстоит гораздо хуже. Имеются случаи по существу охоты налоговой и трудовой
инспекций за работающими инвалидами, имеющими третью степень ОСТД. При этом
руководитель организации, где работает такой инвалид, наказывается штрафами и
ему выписывается предписание о необходимости увольнения инвалида.
Справедливости
ради необходимо отметить, что проблемы с занятостью инвалидов неоднократно
рассматривались в Совете Федерации и Государственной Думе и различных органах
исполнительной власти. В частности, в апреле 2005 года в Государственной думе
были проведены слушания по правоприменительной практике реализации закона №
122-ФЗ, на которых были приняты рекомендации.
В рекомендациях
парламентских слушаний также указывалось о необходимости изменения норм
квотирования и обеспечения государственной поддержки предприятий,
обеспечивающих занятость инвалидов. Однако до сих пор такие поправки в
Государственной Думе не рассматривались, хотя Всероссийским обществом инвалидов
они были подготовлены и представлены через депутатов еще в начале 2005 года. Но
воз и ныне там!
Поэтому, реалии
новой социальной политики в отношении занятости инвалидов контрастируют не
только с международными документами, но и в ряде случаев со здравым смыслом.
Вместо того, чтобы приветствовать трудовую активность инвалида, и наоборот
стимулировать его рублем, государство материально наказывает его, вынуждая
занимать его положение социального иждивенца и вести пассивный образ жизни.
При этом
необходимо отметить наметившиеся положительные тенденции финансовой помощи
государства крупным общественным организациям инвалидов. Так на поддержку их
деятельности в том числе на техническое перевооружение предприятий и создание
новых рабочих мест для инвалидов из федерального бюджета в 2006году было
выделено 500 млрд. рублей.
5.
Трудоустройство инвалидов и индивидуальная программа реабилитации
С развитием в
России трудового и налогового законодательства компетентные государственные
органы стали строже отслеживать соответствие условий работы инвалидов и
записанных трудовых рекомендаций в их ИПР.
Как известно,
законодательно понятие «индивидуальная программа реабилитации было закреплено в
статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября
1995 г. № 181-ФЗ, согласно которой «индивидуальная программа реабилитации
инвалида (далее по тексту ИПР) - разработанный на основе решения
Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или упущенных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида
к выполнению определенных видов деятельности.»
На бумаге все ясно
и четко. Иначе дело обстояло на практике. Оказалось, что для того чтобы
разработать и затем реализовать ИПР необходимы были научные разработки,
реабилитационная индустрия и главное кадры. По существу новая социальная
политика в части реабилитации инвалидов. И надо отдать должное до 2001 года
хотя и со скрипом, но процессы, касающиеся реабилитации инвалидов имели
положительную тенденцию. И дело не только в лекарствах, санаториях и проезде
– о чем сейчас в основном говорят и пишут как о достижениях «монетизации»
льгот. Главное в этот период на инвалида стали смотреть как на равноправного
члена общества.
Государство
старалось действовать в русле международных документов и помогало инвалидам,
как на рынке труда, так и получении образования и в интеграции в жизнь
общества. В социальной политике потихоньку и не без проблем росла
государственная служба реабилитации инвалидов.
В этот период, ИПР
разрабатывалась в основном для инвалидов, проходивших первичное
освидетельствование.
В 2004 году
Всероссийское общество инвалидов провело социологический опрос инвалидов и
специалистов региональных управлений с целью определения оценок, как количества
инвалидов, прошедших освидетельствование во МСЭКах в период с 1999-2004 г. и
имеющихся ИПР, а также выявление основных факторов, определивших отсутствие ИПР
у инвалидов.
Опрос проводился в
10-и регионах, расположенных в разных зонах РФ: Республике Татарстан,
Краснодарском и Хабаровском краях, Владимирской, Липецкой, Нижегородской,
Новосибирской, Пермской и Тюменской областях и г.Санкт-Петербурге. Всего в этих
10-ти регионах было опрошено 880 инвалидов и 49 экспертов-специалистов
правлений ВОИ, занимающихся вопросами комплексной реабилитации инвалидов.
Данные опроса, проведенного ВОИ, показывают, что без ИПР остались едва
ли не каждые двое из трех инвалидов, прошедших освидетельствование МСЭ в
1998-2002 г.г. В соответствии с пунктом 22 «Положения о признании лица
инвалидом» учреждения МСЭ обязаны разрабатывать ИПР в месячный срок после
первичного или повторного признания лица инвалидом.