Трудовая активность инвалидов: состояние и перспективы(часть 9)
Тюменская
область
Признаны
инвалидами, в т.ч.
Категории
лиц, обратившихся
в МСЭ
I группа инвалидности
II группа инвалидности
III группа инвалидности
всего
прн
этом с ОСТ
всего
при
этом с ОСТ
всего
прн
этом с ОСТ
III
II
I
0
III
II
I
0
III
II
I
0
Лица, обратившиеся в учреждения МСЭ первично с 01.01.2005 по 30.04.2005
516
508
8
3765
430
3301
34
3815
3751
64
Лица,
обратившиеся в учреждения МСЭ на переосвидетельствованн с 01.01.2005
по 30.04.2005
341
310
31
4337
730
3331
76
4238
4067
171
Всего призвано инвалидами
857
818
39
0
0
8102
1160
6832
110
0
8053
0
7818
235
Обращаем внимание,
на тот факт, что количество инвалидов II
группы, получивших в этот период III степень ОСТД
стало больше чем инвалидов I группы,
имеющих III степень ОСТД:
Количество
инвалидов I группы, имеющих III степень ОСТД
Количество
инвалидов II группы, имеющих III степень ОСТД
Республика Алтай
688
1001
Республика
Калмыкия
219
307
Саратовская
область
4001
7968
Тюменская
область
818
1160
Безусловно,
увеличение количество инвалидов, имеющих III степень ОСТД, повлекло за собой рост бюджетных
расходов, вызванных выплатой базовой части трудовой пенсии по инвалидности и
ЕДВ.
Кроме того, при
этом наблюдалась вторая негативная тенденция – чиновники старались снижать
степень ОСТД у работающих инвалидов трудоспособного возраста, и таким образом
компенсировать рост бюджетных затрат. Эти действия работников МСЭК нагнетали
напряженность среди инвалидов, вызывая их крайнее нежелание идти на
освидетельствование и (или) получение индивидуальных программ реабилитации
(ИПР). Нам (ВОИ) не удалось найти ни одного положительного влияния фактора ОСТД
на развитие социальных процессов, как в целом, так и в частности на интеграцию
инвалидов в общество.
7. Перспективы
трудовой активности инвалидов
Проведенный выше
анализ позволяет сделать очевидные выводы:
1. Без изменения
действующего социального законодательства и изъятия из него понятия «ограничение
способности к трудовой деятельности» нельзя надеяться на рост трудовой
активности инвалидов.
2. Необходимо, по
крайней мере, вернуться к прежним нормам и механизмам квотирования рабочих мест
для инвалидов.
3. Необходимо
законодательно закрепить механизмы, стимулирующие работодателей и инвесторов на
создание рабочих мест для инвалидов.
4. Необходимы
государственные инвестиции в создание рабочих мест для инвалидов.
5. Необходима
современная система профессионального образования по конкурентоспособным профессиям
и специальностям.
6. Необходимо как
минимум дополнить список технических средств реабилитации автотранспортными
средствами.
Данные предложения
по повышению трудовой активности инвалидов не являются исчерпывающими, но наш
взгляд, являются первоочередными. В более широком плане реабилитация инвалидов
предполагает изменения в первую очередь отношения государства и общества к этим
проблемам.
Для единого
Российского государства необходима ясная последовательная социальная политика в
отношении людей с инвалидностью, которая должна быть построена на общих
принципах и единых социальных стандартах для всех граждан, проживающих на
территории Российской Федерации.
[2] Вопросы совершенствования
законодательства о социальной защите инвалидов в России (материалы к заседанию
экспертного совета Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике), 2004 год, с.4.