Об
инклюзивном образовании в столице говорят уже давно. Год равных возможностей
позволил не только поднять вопрос о совместном обучении детей с ограниченными
возможностями и обычных детей, но и многое сделать в этом направлении.
Появились пандусы для тех, кто пользуется колясками, некоторые школы
оборудовали подъемниками, началась подготовка педагогов для работы со
смешанными классами, разработка методической литературы. В Год учителя работа
продолжилась. Круглый стол в РИА Новости, посвященный вопросам инклюзивного
образования в Москве, позволил не только заострить внимание на проблемах, но и
подвести некоторые итоги.
Незрячие - более способные
Ректор МГППУ,
доктор педагогических наук Виталий Рубцов заметил, что его учебное заведение
уже давно работает с незрячими студентами. Они бывают даже более способными,
чем обычные ребята. Только что дипломы получили 33 из них, 40 учатся, более
сотни уже нашли работу.
Трудоустройством
университет начинает заниматься с того момента, когда студент переходит на
второй курс. По словам ректора, проблем с распределением не возникает - в
университете существуют отдел по трудоустройству и обширная информационная
база. Выпускников с ограниченными возможностями берут в аспирантуру. Незрячие
специалисты востребованы в любой службе, где есть телефоны доверия, поскольку
более восприимчивы и обладают лучшей памятью.
Москву Виталий
Рубцов назвал «столицей инклюзивного образования», подчеркивая, что
возможностей для обучения у людей с ограниченными возможностями здесь больше и
среда более комфортная. Создание такой среды стало важным этапом в
распространении инклюзивного образования. Но, как подчеркнул ректор МГППУ, не
надо торопиться, проблемы «особых людей» необходимо решать только
индивидуально.
- Между
образованием и реабилитацией проходит тонкая грань, - заметил он, - а потому в
центре нашего внимания - поддержка и социализация учащихся с ограниченными
возможностями.
Однако проблемы
есть, не все хорошо проработано в правовой базе. А вот заявления о том, что
многие родители выступают против совместного обучения их детей с ребятами,
имеющими различные ограничения, сильно преувеличены. Как правило, студенты или
молодые специалисты довольно быстро находят общий язык с однокурсниками или
коллегами, имеющими ограниченные возможности.
По словам Бертрана
Бейнвеля, представителя ЮНИСЕФ в РФ, Россия приняла Конвенцию по правам
инвалидов, что само по себе является хорошим знаком. Это позволит лучше
поддерживать родителей, учеников и учителей. А проблемы, возникающие у нас с
распространением инклюзивного образования, такие же, как и в других странах. В
этом плане мы не лучше и не хуже других.
От
нуля до ста шестидесяти
Уполномоченный по
правам ребенка в Москве заслуженный учитель России Евгений Бунимович
подчеркнул, что процесс введения инклюзивного образования в столице идет, с
одной стороны, сверху - это создание безбарьерной среды и формирование
нормативно-правовой базы, с другой - снизу - настроение в обществе меняется в
лучшую сторону. Противники инклюзивного образования все реже высказываются
открыто, поскольку общество в целом настроено положительно или, по крайней
мере, лояльно.
Растет и число
образовательных учреждений, где ребята с ограниченными возможностями учатся в
обычных классах и группах,- их сейчас 160. Если раньше в столице был всего один
ресурсный центр для подготовки педагогов смешанных групп, то теперь их 16.
Есть проблема
финансирования, поскольку обучение ребенка с ограниченными возможностями стоит
в два-три раза дороже, чем среднестатистического ученика. Однако, по словам
Евгения Бунимовича, Москва продолжит финансировать программы инклюзивного
образования в необходимом объеме.
Часто родители,
чьи дети учатся в смешанных группах, волнуются: не снизится лив таком случае
общий уровень образования?
- Это волнение
напрасно,- уверен Евгений Бунимович,- поскольку опыт той же Финляндии, где
инклюзивное образование развивается уже давно, показывает обратное: общий
уровень образования там очень высок.
Главный вопрос,
который волнует «необычных» учеников и их родителей, это возможность
дальнейшего обучения и трудоустройства. По мнению Бунимовича, вузов, которые
готовы принять новых абитуриентов, должно становиться все больше. Сейчас таких
нестандартных учеников охотно принимает Технический колледж № 21, для них
создан современный Центр ремесел.
«Перспектива»
для каждого
Менеджер по
развитию инклюзивного образования РООИ «Перспектива» Юлия Симонова, симпатичная
и успешная на вид блондинка, пользуется коляской с пятого класса. Обучалась на
дому и чувствовала себя оторванной от школьного коллектива, но... получила
грант и отправилась на целый год в США. И там поняла, что такое «безбарьерная
среда», свободно посещая занятия, передвигаясь с помощью автобуса со
специальным подъемником, выезжая с одноклассниками на экскурсии и культурные
мероприятия. Сейчас, работая в РООИ «Перспектива», она проводит в школах «уроки
доброты», помогая детям с ограниченными возможностями адаптироваться в школьной
среде, а их обычным сверстникам еще раз напоминает о том, что люди,
передвигающиеся на коляске, во всем остальном такие же, как они.
Кирилл Дроздков
тоже передвигается на коляске. Он рассказывает, что учится в инклюзивной школе
№ 1161. Говорит, поначалу было непросто преодолеть школьные лестницы, узкие
двери, но теперь для него установили специальный подъемник, и барьеров стало
меньше. Помогает мама - она в школе числится воспитателем - и, конечно же,
одноклассники, которые очень быстро привыкли к тому, что он не такой, как все.
В дневнике у Кирилла одни пятерки, и он собирается продолжить учиться дальше.
Урок
толерантности
Анастасия Даунис -
мама двоих детей. Старшая дочка Даша - необычный ребенок с синдромом Дауна.
Даше 11 лет, и она учится в обычной школе, правда, в группе из четырех человек,
где два ученика с синдромом Дауна и два - с ДЦП. Занятия ведет студентка
дефектологического факультета педагогического вуза. Дети занимаются в группе
математикой, русским языком, литературой, а такие предметы, как рисование,
музыка и физкультура, у них проходят вместе с обычными школьниками.
- Сначала, -
рассказывает Анастасия, - родители других детей, которых встречаешь в школе или
на игровой площадке, относятся к твоему ребенку настороженно. Конечно, можно
обидеться и уйти. Но это проблему общения не решает. И я предпочитаю в этом
случае остаться. Тогда дети и родители видят, что мой ребенок почти такой же, как
все остальные, и отношение меняется на доброжелательное.
Впрочем, проблем у
педагогов хватает. Инклюзивное образование требует в штатном расписании новых
ставок педагогов и воспитателей. Порой эти ставки приходится «выбивать».
Вопрос о том, как
будут сдавать ЕГЭ дети с ограниченными возможностями, тоже стоит достаточно
остро. Так, ученики с аутизмом адаптируются к школе и программе медленнее
сверстников, порой им не мешало бы подольше побыть в школьных стенах, но
оставить неуспевающего ученика на второй год учитель не может. А подготовка к
ЕГЭ ребенку с аутизмом дается не так просто, сил и времени требует больше. Все
бы ничего, но ученики, не сдавшие ЕГЭ, создают школе новые проблемы, вызывают
вопросы к директору у руководства Департамента образования. Так что, с одной
стороны, многие директора школ не против того, чтобы создать в школе
инклюзивную группу, но объясняться за не сдавших экзамен учеников не очень
приятно...
Несмотря на
проблемы, у инклюзивного образования в Москве хорошие перспективы. Об этом
говорили все участники круглого стола.
- Все дети у нас
особенные: и с ограниченными возможностями, и обычные,- заметила в конце беседы
педагог инклюзивного образования школы № 518 Екатерина Романова.- И все требуют
особого отношения.