Л.Л.Коноплина. Уроки доброты
--------------------------------------------------------------- http://sputnik.web.ur.ru http://www.sputnikinv.narod.ru --------------------------------------------------------------- ОТ АВТОРА Уроки доброты были разработаны и опробованы молодыми инвалидами в школах г. Екатеринбурга. Были получены положительные отзывы руководителей школ. На уроках дети серьезно и по-взрослому отнеслись к проблемам инвалидности. Каждый пытался хоть чем-нибудь помочь людям, попавшим в беду. Надеемся, что эти занятия запомнятся детям и, может быть, через 10-15 лет, когда они будут принимать важные решения в области управления государством, бизнеса, они обязательно вспомнят о людях с ограниченными возможностями и построят свой город удобным для всех. Не относитесь к нашей работе строго, потому что Уроки доброты это наша первая попытка воспитать в молодом поколении должное отношение к инвалидам и пожилым людям. Будем признательны всем тем, кто проведет эти уроки и пришлет в наш адрес свои отзывы, рекомендации и пожелания: 620089, Екатеринбург, ул. Шварца, 18/1-195 E- mail: konop@r66.ru Уважаемый директор ШКОЛЫ! Пожалуйста, отнеситесь с должным вниманием к урокам доброты, которые помогут сформировать в детях правильное отношение к проблемам инвалидности и к своему здоровью. А сейчас обратите внимание на входную лестницу Вашей школы. Если на лестнице нет перил, то обязательно примите меры по их установке. А дети на субботнике с удовольствием перила покрасят. Ваши перила будут символом доброты для школьников и для их родителей, бабушек и дедушек, которые ходят к Вам в школу, а также помогут Вам и учителям особенно в непогоду. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ДОБРОТЫ Уроки можно формировать по-своему усмотрению. Перед каждым уроком необходимо провести для детей разминку, которая поможет детям быть более внимательными и раскованными. См. раздел Разминки. За интересные ответы, за активное участие детей на занятиях не забывать благодарить их, например, аплодисментами. Для того, чтобы уроки были интересными и не скучными, нужно как можно больше давать детям возможность самостоятельно рассуждать и выступать. Советуем также при проведении уроков придерживаться некоторых правил. См. раздел "Правила" УРОК 1. УДОБНАЯ ШКОЛА Цель урока: научить детей создавать жилую доступную среду для человека. Материалы: картон, ножницы, линейка, фломастер (карандаш или ручка), куколка (можно вырезать из картона). Ребята, послушайте, пожалуйста, письмо, которое пришло в школу от нашей бывшей ученицы Машеньки. Дорогие мои друзья! Я совсем недавно училась вместе с вами. Однажды в яркий солнечный день я залезла на высокое дерево. Ведь так здорово и интересно смотреть сверху вниз. Но вдруг ветка обломилась, и я упала с дерева на землю. Врачи спасли мне жизнь, но сказали, что я уже больше никогда не буду ходить. Сейчас я передвигаюсь на инвалидной коляске. Я очень соскучилась по своей любимой школе, учителям, друзьям. Как-то раз, набравшись мужества, я взяла свой портфель и поехала на коляске в школу. Меня встретили недоступные школьные лестницы. Я поняла, что двери моей школы для меня закрыты навсегда! Горько заплакав от своей беспомощности, я поехала домой. Я постоянно смотрю в окно и вижу вас, своих друзей, веселыми и счастливыми. Дорогие ребята, помогите мне учиться в школе, помогите мне быть счастливым человеком. Ведь в моем незавидном положении может оказаться любой человек. Жизнь полна неожиданностей. Ребята, попытаемся все вместе помочь Машеньке учиться в нашей школе. А сначала ответьте на следующие вопросы: По какой причине Маша села на инвалидную коляску? Почему Маша не может учиться в школе? Как в нашем обществе называют человека, потерявшего возможность ходить, видеть или слышать? (Ответ. Инвалид. За рубежом инвалида принято называть "человек с ограниченными возможностями"). Есть ли у вас друзья, которые хотят учиться в школе, но не могут из-за болезни, травм и т.п.? А сейчас мы, все вместе, своими руками построим школу, удобную для Маши. Учитель рисует на доске эскиз школы и лестницы. Макет можно сделать один, или сделать его каждому из ребят, по-вашему желанию и возможностям. Мы думаем, что детям будет очень интересно непосредственно принять участие в создании удобной школы для Маши. Учитель демонстрирует макет школы с лестницей на столе (ребята же на своих столах) и задает детям вопрос: Как можно помочь Маше на коляске подняться по лестнице в школу? (Ответ: построить пандус). Не забывайте благодарить детей. Давайте более подробно поговорим о пандусе. ПАНДУС - это французское слово, в переводе на русский язык означает наклонная площадка. В нашем случае, это наклонная площадка, по которой Маша может легко подняться в школу, минуя лестницу. Давайте, ребята, изготовим для Маши пандус. Учитель рисует на доске эскиз пандуса с перилами. Учитель демонстрирует на своем столе пандус, устанавливая его рядом с лестницей А сейчас сделаем для Маши коляску, в которой она приедет в школу, чтобы учиться вместе с вами. Учитель рисует эскиз коляски и куколку Машу. (Можно использовать настоящую куколку). Собрать коляску, например, из картона.. Посадить в коляску куколку. Ребята, а сейчас поможем Машеньке подняться по пандусу в школу. За лучшую работу поблагодарить! А теперь, представим, что наш пандус оказался перед больницей. Кому же он поможет? (Ответ. Инвалидам, бабушкам, дедушкам, детям, больным людям, мамам с колясками). Пандус оказался в супермаркете. Кому он поможет? (Ответ. Людям, везущим тележки с продуктами, мамам с колясками, инвалидам, пенсионерам) Пандус оказался на съезде с высокого бордюра. Кому он поможет? (Ответ. Ребятам на роликах, велосипедистам, людям, везущим коляски и т.д.) Эти примеры показали вам, что пандус нужен не только для нашей Маши, он нужен каждому из вас, нужен вашим бабушкам и дедушкам, нужен мамам с колясками, чтобы легко преодолеть высокие бордюры и лестницы. Итак, Маша поднялась по пандусу в нашу школу. А что ей делать дальше? Ведь в школе есть лестницы на 2 -3 этаж, есть узкие двери в классы, в столовую, в туалет, небольшие проходы между партами и т.д. Как можно помочь Маше учиться в школе? (Ответ. Сделать для Маши удобную школу). ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ Нарисовать школу, удобную для Маши, чтобы она могла также, как вы учиться в школе. УРОК 2. Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ Цель урока: показать детям, что здоровье в их руках и его надо беречь. Материал: 3 повязки или 3 шарфа. Проверить домашнее задание. Дети должны рассказать о своих рисунках "Удобная школа". Самый лучший рисунок можно повесить на стене. На прошлом занятии мы услышали грустную историю о Маше, которая упала с дерева, и потеряла возможность ходить. Ведь многие дети падают, но быстро соскакивают и бегут дальше. Что же случилось с Машей? (Ответ: Маша сломала позвоночник). Итак, Маша сломала позвоночник. А позвоночник играет важнейшую роль в организме человека, т.к. отвечает за движение рук, ног и т.д., получая команду от мозга, как от компьютера. Позвоночник Маши перестал передавать сигналы от мозга к ногам, и она перестала ходить. (Спросить у детей, знают ли они что-либо о функциях позвоночника?). Ребята, забравшись высоко на дерево, бегая по крышам, ныряя в водоемы, помните, что нужно быть осторожными. Ведь один необдуманный шаг может усадить человека в инвалидную коляску на всю жизнь. А это очень страшно! Вы должны помнить об этом и всегда помогать людям в инвалидных колясках. Очень важны для человека и глаза. Это самый совершенный и загадочный орган в организме человека. Через глаза человек получает большую часть информации. А сейчас мы поиграем в игру "Закрой
глаза"....
Источник: http://lib.ru/PRAWO/INVALID/urokidobroty.txtЛ.Л.Коноплина. Уроки доброты --------------------------------------------- |