Ключевые проблемы социальных
служб
Выдержки из «Белой книги»
«Белая Книга» основана на
данных, полученных в ходе реализуемого Минздравсоцразвития Российской Федерации
проекта «Развитие Системы Социальных Служб для Уязвимых Групп населения в
России-II», финансируемого ЕС.
Программы и службы
социального благосостояния являются частью механизмов для достижения
социального развития, таких как здоровье, питание, образование, жилье,
занятость, досуг, сельское и городское развитие и земельные реформы.
Меры, направленные на
минимизацию отрицательных последствий и вреда, путем раннего вмешательства и
содействия людям. Профилактика - это активный процесс, который помогает людям и
системам достойно переносить изменения в жизни, создавая условия для развития
здорового и активного образа жизни.
Если передовые методы работы
будут использоваться оптимально, то станет гораздо важнее проследить
взаимосвязь между целевыми группами, чем заниматься каждой из них отдельно.
Поэтому важно развивать, укреплять и обновлять существующие учреждения, такие
как Социальные Реабилитационные Центры и Комплексные Центры.
Бедность и социальное
исключение принимают сложные и многомерные формы, требующие мобилизации
стратегий. Наряду с политикой занятости, социальная защита играет ключевую
роль, необходимо также учитывать значимость таких факторов, как жилье,
образование, здравоохранение, информация и коммуникация, мобильность,
безопасность и правосудие, досуг и культура.
По минимуму, все социальные
меры и службы должны пройти оценку эффективности и результативности, но надо
учитывать и другие факторы, такие как аргументация и значимость, доступ,
развитие качества, равенство, жизнеустойчивость и т.д. Поэтому важно
рассматривать подобную оценку, как неотъемлемый компонент социальных программ
России и осуществлять ее через специальные региональные оценочные блоки или
информационные центры.
Информационный обмен является
ключевым фактором для преодоления регионального неравенства в качестве
социальных служб.
Поэтому важно, чтобы
руководство социальных служб постоянно стимулировало своих работников на самостоятельный
поиск информации (и, конечно, создавать условия для интерактивной
деятельности).
Улучшение процесса передачи
знаний является серьезной задачей для социальной системы России, поэтому
необходимо развивать практику управления знаниями.
Важно осознать и
активизировать роль НПО в дальнейшем развитии социальной работы в целом и
контекста местной социальной политики по важным вопросам.
Создать возможности для
обмена опытом и теоретическими перспективами. Целью является передача новых
знаний в социальных структурах, особенно в рамках индивидуального опыта работы
и общественных сегментов, связанных с неблагополучием.
Большой проблемой в
организации социальных служб в России является процесс передачи знаний, поэтому
крайне важно разработать практику управления знаниями.
Для применения практики
знаний в России важно работать на обоих уровнях для обеспечения открытого
доступа к информации, а также открывать социальные инновационно-ресурсные
центры для поддержки образовательного процесса в организациях.
Важным концептуальным
поворотом от акцента на вклад и пересмотром административных правил по
результату и политике воздействия является механизм для пересмотра ценностей
для уязвимых групп детей.
Идея подобной оценки все еще
не хорошо изучена и даже пугает людей, ответственных за предоставление
социальных услуг. Подобные стандарты оценки требуют некоторой степени гибкости,
которая не сочетается с вертикальным подходом административных служб. Он также
потребует делегирования полномочий и права принятия решений на более низкие
административные уровни
Самыми важными вопросами в
улучшении качества социальных служб являются:
Введение системы регулярной
оценки эффективности, результативности, качества, ответственности, равного
доступа к службам
Развитие внутри- и
межрегионального обмена знаниями и обмена опытом между специалистами.
Качество - одна из наиболее
общих концепций. Для гарантии качества необходимо изучить не только
окончательный продукт, но и весь процесс его производства. Качество не зависит
только от знаний, навыков и опыта социального работника, оно обусловлено также
управлением, коммуникационной инфраструктурой и практикой, возможностью
продолжения обучения и повышения профессиональной квалификации.
Предоставление качественных
социальных услуг является одним из ключевых вопросов в реформировании
социальных служб. Концепция качество обычно связана с бизнесом, именно в
бизнес-кругах удовлетворение клиента и строгие процедуры по обеспечению качества
соблюдаются в первую очередь.
Самым срочным вопросом для
осуществления качественных социальных услуг в России является очевидное
отсутствие стандартов, которое, с одной стороны, позволяет не сравнивать
социальную работу сотрудников различных уровней, а с другой стороны - работу
ведомств и учреждений различных уровней - федерального, регионального и
местного.
Стандарты в общей практике
более требовательны, чем нормативные правила. Они регламентируют процедуры и
цели, касающиеся, в основном профессионализма и хорошей работы.
Стандарты, как правило,
содержат минимальный набор критериев, обеспечивающих хороший уровень
предоставления социальных услуг. Они не вступают в противоречия с законом, а
устанавливают дополнительные требования.
Некоторые стандарты могут
стать частью первичного или вторичного законодательства, другие стандарты
бывают в форме международных соглашений или хартий, которые носят добровольный
характер, однако основной целью стандартов является регулирование
профессионального сообщества.
Стандарты в социальной сфере
гарантируют предоставление частных или государственных услуг определенного
качества и дают возможность доступа к ним уязвимым группам населения.
Лучший опыт
Лучший опыт определяется на
основе общепринятых показателей успешности.
Существуют инструменты для
инноваций и генерации новых знаний. Если система генерации и диссеминации
действует на местах, то за ней последует возникновение позитивного опыта и его
распространение во всей социальной системе.
Работа с лучшим опытом позволяет
профессионалам развивать и оперировать общими концептуальными рамками
практической работы и широко применять не очень распространенные успешные
технологии.
Работа с лучшим опытом
позволяет профессионалам систематически улучшать следующие аспекты работы:
1. Оценка
1.1 Самооценка
1.2 Экологическая оценка -
оценка потребностей общества, учреждений или организационных ресурсов,
организации спонсорства, компетентности персонала, отношения к групповой работе
и понятиям многообразия и различия культур.
2. Развитие и Оценка
Программы
2.1 Определение типа (типов)
предлагаемых группы (групп) и их адекватности потребностям общества
2.2 Письменное декларирование
целей и способов работы
2.3 Наличие плана оценки в
соответствии с нормативно-правовыми, организационными и страховыми требованиями
2.4 Учет текущих
профессиональных руководств при применении технологии
3. Ресурсы
Лучший опыт обычно появляется
в конкретной работе с целевыми группами, т.е. на низшем уровне системы
социальных служб, но существует также лучший опыт в управлении, формировании
политики и т.д.
Создание социальной системы,
стимулирующей развитие и инновации - это одна из важнейших миссий социальных
реформ в России.
Еще одной из миссий является
создание каналов для распространения хорошего опыта и генерации спроса к новым
знаниям среди специалистов. Такой спрос может существовать, только когда все
участники осознают острую необходимость в информации и желают принимать в нем
активное участие, а не быть пассивными получателями. Использование ИТ и
компьютеров должно стать основным инструментом для обмена информацией и
генерации новых знаний. Именно тогда эффект работы по лучшему опыту станет
заметен.
Обеспечение качества
социальных служб
Введение системы регулярной
оценки эффективности, результативности, качества, ответственности и равенства в
доступе к службам.
Развитие внутри и
межрегионального обмена знаниями между специалистами по работе с детьми.
Развитие практики контроля
социальных работников и других специалистов по работе с детьми.
Развитие и принятие
стандартов по предоставлению услуг в различных сферах социальной работы на
основе таких концепций, как эффективность, результативность, качество,
ответственность и равенство в доступе к службам.
Самые острые проблемы
развития уровня качества социальных служб в России это очевидная нехватка
стандартов по предоставлению услуг.
Общая структура для оценки и
самооценки открывает высокий уровень и помогает раскрыть концепцию качественных
услуг по нуждам целевого населения.
Подробное определение и описание
сущности хороших услуг означает то, что стандарты не могут существовать без
критического уровня взаимодействия и общения заинтересованных лиц.
Развития стандартов можно
добиться в сотрудничестве с клиентами, персоналом, непосредственно
общающимся с ними, и
руководством социальных служб на региональном и местном уровнях, НПО и
представителями основных департаментов.
Стандарты необходимо
рассматривать как более показательную меру эффективности служб с учетом того,
что их будут придерживаться различные системы по формированию политики -
социальной, образовательной сферы, и т.д.
Создания социальной системы,
стимулирующей прогресс и инновации является одной из важнейших задач социальной
реформы в России.
Еще одна задача - создание
каналов распространения успешной практики и генерация спроса на новые знания
среди специалистов на всех уровнях. Применение ИТ и компьютеров должно стать
одним их важнейших инструментов для обмена информацией и генерации знаний.
Межрегиональные поездки и
учебный обмен между регионами продемонстрировал готовность в определении и
распространении позитивного опыта.
Законодательство
Система предоставления льгот
несовершеннолетним и их семьям претерпела существенные изменения после принятия
Федерального Закона № 122 от 22 августа 2004 года.
Большая часть изменений
заключается в сокращении правительственной помощи и/или переложении
ответственности с федерального правительства на субъекты федераций. Изменения
внесены в поправки к Федеральному закону об образовании (последнее обновление
Федерального Закона № 12 от 13 января 1996 года). Они гласят о сокращении
федеральных субсидий на образование и на косвенные налоги, о приостановке
действия положения о бесплатном питании и проезде или о льготах на них, а также
о передаче затрат на инфляцию стоимости питания и медицинского обслуживания
студентов всех уровней частным структурам.
Поправки к федеральному
закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
(ФЗ № 195 от 10 декабря 1995 года) продолжили намеченный курс. Вопрос
ежемесячного пособия на детей теперь будет решаться не на федеральном, а на
региональном уровне, что означает, что пропасть между богатыми и бедными
регионами может увеличиться еще больше.
Из Федерального закона о
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей (так называемых социальных сирот), изъяты минимальные
национальные социальные стандарты, а мандат вновь передан субъектам федераций. Жилищные
стандарты также изменились. Об этих стандартах говорится, что они должны
соответствовать «минимально допустимым социальным стандартам». До этого текст
закона гласил, что «они должны быть эквивалентны тем жилищным условиям,
которыми они или их родители владели ранее».
Из федерального закона «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года
(ФЗ № 124) были исключены минимальные государственные социальные стандарты
основных показателей качества жизни детей.
Пользование льготами
обуславливается многими социальными и психологическими факторами, которые не
могут преподноситься ни в денежном, ни в неденежном выражении. Нехватка
денежных средств, пищи, тепла, неблагоприятные жилищные условия и т.д. - вот
только часть проблем, с которыми приходится сталкиваться семьям, находящимся в
группе уязвимых слоев населения. В числе других проблем находятся некоторые
«невидимые» недостатки, такие как зависимость, неспособность вести семейный
бюджет, общая неприспособленность к жизни. Справиться с такими проблемами может
только гибкая и быстро реагирующая социальная система, ориентированная на
клиента.
В ходе проекта Развитие
социальных услуг для уязвимых групп населения в России - II был выработан ряд
рекомендаций по усовершенствованию законодательной базы в отношении четырех
целевых групп, описанных в отдельной брошюре. Однако основная проблема четырех
целевых групп связана не с самим законодательством, а с тем, как оно было
введено, а точнее, как плохо было продумано его введение.
Существует необходимость
укрепления и модернизации практики введения социального законодательства, а
также принятия постановлений, способствующих продвижению социальных услуг в
сторону социальной интеграции и социальной политики.
Естественно, что затронутые
выше законодательные положения заявят о социальной защите этих детей и молодых
людей, но, не менее важно и то, что они начнут посылать «неверный сигнал»,
препятствующий социальной интеграции. Социальная интеграция нуждается в
общественной поддержке, а текущее законодательство с легкостью заявляет, что
нищета - это частная, индивидуальная проблема, в силу чего, этим детям будет
еще труднее получить шанс на развитие.
Социальная интеграция и
вытекающие превентивные меры, должны рассматриваться, как аспект внутренней
безопасности в России. Кроме того, нынешняя демографическая направленность
говорит о необходимости обеспечить самые лучшие социальные услуги для того,
чтобы удостовериться в том, что как можно большее количество детей и молодежи
из уязвимых групп получают возможность весть продуктивную, полноценную жизнь.
Для достижения этой цели,
важно, чтобы законодательство создавалось по особым стандартам социального
обеспечения, что может гарантировать минимальный уровень поддержки в регионах и
на местах.
В целях наблюдения за вводом
стандартов (как индикаторы уровня качества, к которому стремится
законодательство) важным шагом может стать создание Комиссии по инспектированию
общественных организаций, как в Великобритании. Круг обязанностей комиссии
намного шире, чем у организаций-предшественниц. А сам факт создания такой
комиссии является важным этапом в развитии сферы социального обеспечения.
Объединение в одной
организации таких функций, как инспектирование, управление и пересмотр
деятельности социальных служб, позволяет создать более рациональную и
интегрированную систему.
Первичные функции Комиссии
заключаются в усовершенствовании структуры социального обеспечения. И достигать
этого необходимо, поставив людей, пользующихся социальной помощью, центром
внимания, руководствуясь тем, что они говорят, и действуя в их интересах.
Если серьезно подойти к этому
вопросу, то на создание такой структуры потребуется много времени и ресурсов,
но средства, затраченные на повышение качества социальных услуг, будут
оправданы уже в среднесрочной перспективе.
Комиссия по инспектированию
общественных организаций (CSCI) в Великобритании:
Начало деятельности - апрель
2004
Это единственная независимая
организация, инспектирующая все службы социальной помощи в Англии
Сфера деятельности CSCI
включает в себя функции, выполнявшиеся ранее Инспекторатом социальных служб
(SSI), SSI/Ревизионной комиссией по совместной проверке и Комиссией по
национальным стандартам социальной помощи (NCSC).
Одна организация полностью
контролирует всю индустрию социального обеспечения. Комиссия предоставляет
полную картину состояния отрасли в Англии:
На местном и национальном
уровнях:
для социальных организаций
для взрослых и детей
для людей, пользующихся
социальными услугами
для местных советов,
добровольных и частных меценатов
для правительства
В каждом местном органе самоуправления
CSCI:
Регистрирует частные и
добровольные службы социальной помощи, которые должны удовлетворять
национальным стандартам.
Инспектирует, оценивает и
пересматривает все социальные организации в этом регионе. Включая частные и
добровольные службы и департаменты социального обеспечения местного органа
самоуправления.
Инспектирует школы-интернаты,
специальные школы-пансионаты и колледжи, при которых постоянно проживают
студенты до 18 лет.
Публикует отчет о проверке, в
котором приводятся подробные сведения, полученные в результате данной проверки.
Передает в местный орган
самоуправления точные сведения о количестве и качестве частных и добровольных
социальных служб, действующих в их регионе.
Разбирается с жалобами,
поступающими в адрес структур, занимающихся предоставлением социальных услуг.
Рассматривает жалобы на
департаменты социального обеспечения местного органа самоуправления.
Права человека
Права детей и стандарты, к
которым правительства всех стран должны стремиться при реализации этих прав для
всех детей, наиболее полно сформулированы в международном договоре о правах
человека - Конвенции о защите прав детей. Конвенция является самым общепринятым
инструментом по защите прав человека в истории - ее ратифицировали все страны
мира, за исключением двух государств. Документ, ставящий детей в центр
внимания, является попыткой повсеместного введения закона о правах человека.
Ратифицировав этот документ,
национальное правительство каждой страны обязалось защищать права детей и нести
ответственность за обеспечение такой защиты перед международным сообществом.
Российская Федерация ратифицировала эту конвенцию 15 февраля 2001 года.
Основанная на различных
законодательных системах и культурных традициях, Конвенция о защите прав детей
является повсеместно утвержденным сводом непреложных стандартов и обязанностей.
В ней утверждается основополагающее право относительно того, что дети - без
какой-либо дискриминации - везде имеют: право на выживание; на полноценное
развитие; на защиту от вредного воздействия, плохого отношения и эксплуатации;
на полноправное участие в семейной, культурной и социальной жизни. Любое право,
обозначенное в Конвенции, является неотъемлемой составляющей для формирования
чувства собственного достоинства и гармоничного развития каждого ребенка.
Конвенция защищает права детей, устанавливая стандарты для здравоохранения,
образования и законодательства, гражданских и социальных служб. Эти стандарты
являются контрольными показателями, ориентируясь на которые оцениваются
достигнутые результаты. Государства, подписавшие Конвенцию, обязаны
разрабатывать и предпринимать все меры, в том числе и политические, необходимые
для того, чтобы действовать в интересах детей.
Для более успешной реализации
прав детей в России в том смысле, чтобы положения Конвенции обрели необходимые
очертания для практического воплощения в жизнь, следует предпринимать больше
мер, например:
Ввести должность
Уполномоченного по делам детей во всех регионах Российской Федерации,
аналогично той, которая уже существует в Москве (Уполномоченный по правам
ребенка в г. Москва) и других регионах. Очень важно, чтобы уполномоченный по
делам детей был независимым от государственных органов и чиновников
представителем, а в случае нарушений защищал, права, свободы и законные
интересы ребенка, определенные Конвенцией Объединенных Наций о правах ребенка,
Общей декларацией по правам человека, Европейской Конвенцией о защите прав
человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации, Семейным
кодексом Российской Федерации, Федеральным законодательством. Отстаивать
следует также и другие права, установленные Федеральным законом в отношении
дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без родительской опеки», другими нормативными законодательными сертификатами
Российской Федерации и регионов...
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/8780/#more |