Безбарьерную среду чиновники
понимают только в теории
В Минске в 2011-2015 годах
планируется оборудовать все станции метро вертикальными и наклонными
подъемниками или лифтами для перемещения колясочников.
В настоящее время специальные
подъемники имеются лишь на некоторых станциях второй линии метро, сложнее
обстоят дела на первой линии. Между тем такие технические устройства зачастую
являются единственным выходом в мир для инвалидов-колясочников. Поэтому городские
власти в ближайшие пять лет намерены решить проблему передвижения таких людей в
метро. На тех станциях, где технически невозможно установить лифт, будут
применяться вертикальные или наклонные подъемники.
Председатель Минской
городской организации общественного объединения "Республиканская
ассоциация инвалидов-колясочников" Людмила Калмыкова приветствовала планы
городских властей по упрощению доступа в метро для колясочников.
"Когда мы ставили вопрос
о мероприятиях по обеспечению безбарьерной среды в минском метрополитене, нам
объясняли, что новые станции строятся с лифтами и подъемниками, а старые
строились без учета такой необходимости, потому есть сложности с их
переоборудованием. Что ж, посмотрим, как с этим справятся в рамках
представленного плана", - рассказала "Белорусским новостям"
Л.Калмыкова.
Почему, несмотря на то, что
уже не первый год понимается вопрос доступности метро для инвалидов, власти не
озаботились лифтами раньше? По мнению Л.Калмыковой, проблема в непонимании
чиновников банальных проблем колясочников, таких как, например, невозможность
посетить магазин.
"Несмотря на то, что в
законе "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь"
прописано, что на всех социальных объектах должны быть организованы мероприятия
по обеспечению безбарьерной среды, сам факт реальной необходимости создания
таковой крайне медленно доходит до наших чиновников, - заметила она. - Бывает,
разговариваешь с ними, объясняешь все это, они вроде в теории соглашаются со
всем, поддерживают. А когда дело доходит до реального объекта, который не
соответствует необходимым условиям, вдруг вырастает стена непонимания.
Думаю, стоит их попросту
наказывать рублем. Например, если строится и вводится в эксплуатацию новый
объект, не обеспеченный мероприятиями по безбарьерной среде - пусть
ответственный чиновник расплачивается за это из своего кармана. Такая форма
личной ответственности возымела бы свое действие…"
Увы, говорит председатель
Минской организации РАИК, которая и сама является колясочником, в сознании наших
людей все никак не может укрепиться тот простой факт, что инвалид - такой же
человек, как и все остальные, которому просто нужны некоторые дополнительные
удобства.
"И речь не только о
чиновниках, - объяснила Л.Калмыкова. - Рядовые граждане могут позволить себе
без зазрения совести занять парковочное место, предназначенное для инвалида (с
соответствующим знаком!), могут - я лично с этим сталкивалась - поставить
машину перед гаражом инвалида…"
Пример непонимания
государством проблем инвалидов, который колясочники приводят в первую очередь,
- это работа лифтов и подъемников в метрополитене.
Режим работы специальных
лифтов и наклонных лестничных платформ для колясок не предусматривает работу с
22.30 до 7.30 с понедельника по пятницу (в предпраздничные дни с 21.30 до
8.30), а субботы, воскресенья и праздничные дни объявляется выходными, что
означает полное выключение и закрытие на замки.
Заместитель председателя по
организационной и социальной работе Белорусского общества инвалидов Сергей
Дроздовский считает, что такие ограничения - не что иное, как дискриминация
инвалидов: "Безусловно, есть факт дискриминации людей по признаку
инвалидности (точнее характеру мобильности). Очевидно то, что время, отведенное
на свободное перемещение по метро, отпущенное людям с инвалидностью, указывает
на необоснованно ущемление в правах последних. Эти таблички - прямые наследники
и собратья табличек "Вход черным запрещен" и т.п. Но если весь
цивилизованный мир с трудом и болью осознает и стремится избавляться от всех
видов и форм дискриминации, то в Беларуси мы наблюдаем деградацию…".
Вместе с тем, по данным
Мингорисполкома о результатах реализации Государственной программы о
безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010
годы вырисовывается весьма радужная картинка. Так, чиновники сообщают, что на 1
января 2010 года 58% объектов социальной инфраструктуры столицы приспособлено к
доступу физически ослабленных людей. Это существенное перевыполнение плана, в
котором значилось всего 45% к 2011 году 45%.
"В целом госпрограмма
действенна, и это правда, что в рамках нее было выполнено даже больше, чем
планировалось, - рассказала Л.Калмыкова. - Однако остаются нерешенными
по-прежнему многие проблемы. И самая главная - отсутствие комплексного подхода
к организации безбарьерной среды. Да, с одной стороны, многие объекты
оборудованы для доступа инвалидов, это и магазины, и поликлиники, больницы, и
даже театры. Однако зачастую перед ними нет понижающих бордюров, а значит,
попросту нет возможности добраться до этого безбарьерного объекта.
Мы понимаем, что нельзя резко
проснуться в новом идеальном городе, но хотелось бы видеть, что делается хоть
что-то. В новой госпрограмме на следующие пять лет нужно полностью уйти от
строительства объектов, сразу не оборудованных для использования инвалидами,
которые бы потом приходилось переделывать. Становится ведь очень обидно - за
себя, как налогоплательщика, который дает на это деньги, и как представителя
общества, которое ратует за строительство таких объектов - когда едешь по
городу и видишь, как строится новый объект не с тем уровнем подъема пандуса,
высотой: и все, он не пригоден к использованию…".
Спор чиновников, которые
регулярно рапортуют об успехах создания безбарьерной среды в Минске, и самих
инвалидов-колясочников, которые признаются, что жизнь большинства из них
по-прежнему ограничена стенами квартиры, кажется, извечен.
Еще когда в прошлом году
Мингорисполком отчитывался о том, что на создание безбарьерной среды в столице
потрачено на 48% больше, чем было запланировано, С.Дроздовский заметил, что
необходимо говорить не о том, сколько потрачено средств, а о том, насколько
городская среда стала безбарьерной.
"В почти двухмиллионном
городе 90% инвалидов-колясочников не покидают своих квартир, - рассказал он. -
Одних сразу сдерживает подъезд, отсутствие лифта, пандусов. Другие не могут
отъехать от своего жилища дальше, чем на несколько метров. Не будет
преувеличением сказать, что я знаю всех, кто выезжает в город. Их очень
мало".
http://news.open.by
http://nnd.do.am/news/bezbarernuju_sredu_chinovniki_ponimajut_tolko_v_teorii/2010-08-02-919
|