Детям-инвалидам будет легче получить образование Минобрнауки обсудило проблемы, связанные с обучением детей-инвалидов
МИНИСТЕРСТВО по науке и образованию РФ приступило к разработке нового федерального закона, который предоставит молодым людям с ограниченными возможностями здоровья возможность получать полноценное среднее и высшее образование. Также в законе будет закреплено право выпускников вузов, техникумов и колледжей, имеющих инвалидность, трудоустраиваться в ведущие российские компании. Московская городская дума уже больше года работает над региональным законом об образовании инвалидов. В нем, как мы уже неоднократно рассказывали, будет законодательно закреплена инклюзивная система образования. Также закон даст родителям детей-инвалидов право выбирать для своих детей то учебное заведение, которое они считают наиболее подходящим для ребенка. Еще одна составляющая столичного закона – развитие системы дистанционного образования, которое позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья, не выходя из дома, получать среднее и высшее образование. До конца 2009 года по таким программам обучались уже около тысячи московских школьников. И вот федеральное Министерство образования тоже решило обратить свое внимание на развитие дистанционного обучения. – Количество детей-инвалидов, которые будут учиться дистанционно в домашних условиях, за три года вырастет в десять раз – с 3 тысяч в 2009 году до 30 тысяч к концу 2012 года, – сообщила на коллегии Минобрнауки РФ директор Департамента госполитики в сфере воспитания, допобразования и соцзащиты детей министерства Алина Левитская. – В настоящее время на дому в дистанционной форме в России обучаются более 3 тысяч детей-инвалидов. 30 тысяч дистанционных рабочих мест, а ведь ребенку-инвалиду для такого образования требуется оборудовать функциональное рабочее место: установить компьютер, подключить его к сети Интернет – это практически 75 процентов от потребности, считают в Минобрнауки. – В России по состоянию здоровья не могут посещать школу и обучаются на дому ежегодно более 40 тысяч детей-инвалидов, – считает заместитель министра образования Исаак Калина. – Однако, по мнению участников коллегии, до принятия закона об обучении молодых людей с ограниченными физическими возможностями необходимо пересмотреть и обновить перечень заболеваний, наличие которых дает детям право на домашнее обучение. Существующий перечень был утвержден еще в 1980 году и не только морально, но и технически устарел. Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, по поручению главы государства в Нацпроект «Образование» на 2009–2012 годы включено новое направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». На его реализацию из федерального бюджета в 2009 году был выделен 1 миллиард рублей, в 2010–2012 годах на эти цели будет выделяться по 2,5 миллиарда рублей ежегодно. Предполагается, что в каждом субъекте РФ будут созданы центры дистанционного образования детей-инвалидов, будет вестись специальная подготовка учителей, будут оснащены рабочие места для детей и педагогов компьютерным, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования, а также подключение их по широкополосным каналам доступа к сети Интернет. Богатый опыт работы со студентами-инвалидами накоплен у Московского государственного технического университета им. Баумана, в котором есть специальная кафедра, где обучаются инвалиды по слуху. – МГТУ сотрудничает по этому направлению с вузами США, Японии и Китая. Например, совместно с Национальным техническим институтом для глухих при Рочестерском технологическом институте (США) создана всемирная сеть технических университетов и колледжей, открытых для глухих и плохо слышащих людей, – рассказал ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров. – Студенты этой кафедры «раскупаются» работодателями уже на третьем-четвертом курсах. Их ценят за усердие, потрясающую работоспособность, отличные знания. Так что с распределением у таких студентов проблем не бывает.
В тему Накануне Нового года стали известны имена победителей второго, заключительного, тура московской общегородской олимпиады Интеллектуальный марафон среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Награждение победителей олимпиады прошло в Центре образования № 1406. В этот раз в олимпиаде Интеллектуальный марафон приняли участие 209 учащихся в возрасте от 13 до 21 года из 20 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них — подростки, страдающие различными недугами: детским церебральным параличом, слабовидящие, слабослышащие. Победителями Интеллектуального марафона-2009 в номинациях русский язык, культура речи, физика, математика стали ученики московских школ для детей с ограничениями жизнедеятельности. Им были вручены дипломы и ценные призы. Кроме того, все участники олимпиады получили подарки от организаторов. По словам директора Центра образования № 1406 Людмилы Васиной, первый подобный турнир при поддержке Департамента образования Москвы прошел в 2001 году. Тогда в нем участвовали всего 40 детей с нарушениями слуха из 4 столичных школ. С 2005-го Интеллектуальный марафон приобрел больший размах, к нему присоединились учащиеся с различными ограничениями по здоровью. Организаторы Интеллектуального марафона стремятся выявлять высокомотивированных детей, которые способны продолжать обучение, получать среднее специальное и высшее образование. В планах организаторов – вывести олимпиаду на региональный уровень, предоставив право участвовать в ней талантливым и любознательным детям сначала из Подмосковья, а со временем со всей страны http://inva-portal.ru/news/detjam_invalidam_budet_legche_poluchit_obrazovanie/2010-01-21-922