Доступность для каждого
Поправки, внесённые в
санитарные правила строительства и эксплуатации железнодорожного подвижного
состава, сделают железнодорожный транспорт более доступным для людей с
ограниченной подвижностью.
Изменения и дополнения в
правила, подписанные главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко, вносились в
этом году дважды. Первая часть изменений, утверждённая в апреле, о чём подробно
сообщал «Гудок», касалась преимущественно планировки и оборудования пассажирских
и служебных вагонов локомотивной тяги в области эргономики.
Вторая часть изменений,
приказ о внесении которых был подписан в июне, содержит основные требования к
пассажирским вагонам локомотивной тяги и к моторвагонному подвижному составу.
- Действующий документ был
утверждён в 2003 году. По существующим у нас в стране положениям раз в пять лет
каждый нормативный документ должен обновляться, - говорит заместитель директора
по науке ВНИИ железнодорожной гигиены Людмила Коротич. - Это первая причина, по
которой потребовалось внесение изменений. Вторая - технический прогресс.
Появляются новые виды подвижного состава, новые системы, новые возможности, и
они должны находиться в рамках санитарных норм. В целом основной смысл правил
остался тем же, что и был: сохранение жизни и здоровья человека.
Работу по подготовке
изменений начали проводить с 2007 года, после совещания, проведённого
ВНИИЖГом совместно с представителями
Роспотребнадзора. Новые требования распространяются на новый и модернизируемый
подвижной состав - то есть запрещать эксплуатацию старых электропоездов из-за
несоответствия не будут.
В процессе переработки
документ был расширен. В новой редакции правил, например, более подробно
освещён такой вопрос, как организация рабочего места машиниста электропоезда.
Решено было актуализировать в соответствии с международными нормами и
требования к микроклимату. В старой редакции правил при наружной температуре
воздуха свыше 33 градусов Цельсия требовалось, чтобы температура воздуха в
вагоне не превышала 28 градусов. Теперь вместо «жёсткой» цифры введена формула
расчёта температуры, которая в конце концов даёт примерно те же 28 градусов. Но
это позволяет вагоностроителям более гибко работать с климат-системой.
Но самое значительное
изменение состоит в том, что в документе теперь уделено большое внимание
проблеме перевозки инвалидов, которая в действующем документе была освещена
недостаточно - поэтому документ был дополнен целым разделом.
В последние несколько
лет в нашей стране вышел закон об
инвалидах, появились новые ГОСТы, и разработчики санитарных правил не могли на
них не отреагировать. Новый документ гармонизирован с европейским
законодательством об инвалидах.
- В документе расписан весь
путь пребывания инвалида на железнодорожном транспорте - требования к вокзалу,
платформе и подвижному составу, - рассказала старший научный сотрудник
ВНИИЖГа Татьяна Береснева. - Причём мы
не выделяли конкретно какую-то группу инвалидов - например, перемещающихся
только в креслах-колясках или инвалидов по зрению. Мамы с детьми в колясках,
пожилые люди - все они тоже маломобильные группы населения. И новая редакция
правил защищает интересы всей этой довольно обширной социальной группы.
Требования к оборудованию
вокзалов находятся в полном соответствии с действующими строительными нормами и
правилами. Для того чтобы у инвалида была возможность въехать на вокзал,
последний должен быть оборудован пандусами. Должны быть обозначены специальные
дорожки для перемещения инвалидов и указательные надписи.
Отдельный раздел - требования
к подъёмным устройствам в электропоездах . Подъёмники могут быть разными, но
главное требование - они должны быть приспособлены и к высоким, и к низким
платформам. В первом случае у подъёмника просто откидывается рампа, во втором -
подъёмник выдвигается и опускается вниз.
Подобные подъёмные устройства
уже внедряются для пассажирских вагонов локомотивной тяги. Ими оборудован
специальный вагон, как правило штабной, где предусмотрено купе для инвалидов. В
электропоездах решено было устанавливать такие подъёмники в головном
вагоне.
Также инвалид сможет
оповестить работников локомотивной бригады о своей поездке. Для этого ему надо
будет нажать специальную кнопку на наружной стене вагона. Бригада, получив
сигнал, проконтролирует процесс посадки инвалида в поезд, дождётся, пока он
сядет, и при необходимости окажет помощь.
У входа в вагон должны быть
поручни, стойки, ручки, чтобы инвалид, перемещаясь на коляске или с палочкой,
мог опереться и пройти к месту размещения.
Основное требование - в
головных вагонах электропоезда должны быть выделены специальные места для
размещения инвалидов-колясочников, которые следует обозначить пиктограммами.
Место размещения должно быть оборудовано специальным крепёжным устройством, чтобы
инвалид мог закрепить коляску по ходу движения поезда.
Другой вариант - можно
организовать пересадочные места: в этом случае инвалид пересаживается на
пассажирское сиденье, складывая коляску, и производители вагона должны
предусмотреть место, чтобы её закрепить.
Кроме того, обязательно должно быть место для человека, сопровождающего
инвалида, так как не все способны передвигаться самостоятельно.
- Конечно, это не значит, что
во всех электропоездах должны быть срочно учтены эти требования. Документ работает
на перспективу, - говорит Татьяна Береснева. - Соответствие новым нормам будет
проверяться при сертификации новых вагонов и прошедших
капитально-восстановительный ремонт.
В полной мере все новшества,
предусмотренные новой редакцией правил,
можно будет увидеть в поездах Desiro, которые станут курсировать в Сочи в дни
Олимпиады. Особое внимание их доступности для инвалидов уделяется ещё и потому,
что помимо обычных Олимпийских игр там же будут проводиться Паралимпийские. Все
эти поезда будут обязательно оборудованы устройствами, которые обеспечат
безопасный и удобный доступ в вагон.
- Основной принцип, которым
мы руководствовались, разрабатывая изменения в санитарные правила, -
доступность и удобство для всех групп населения, - говорит Людмила Коротич. -
Эти требования не противоречат действующим нормам безопасности для электропоездов. Более того,
несмотря на то, что по закону мы можем принимать требования в одностороннем
порядке и обязать железнодорожников и вагоностроителей к их исполнению, на практике они вырабатываются в постоянном
взаимодействии с ОАО «РЖД» и производителями подвижного состава в совместных
рабочих группах, межведомственных комиссиях, при консультативной
поддержке.
Основная цель нашего
документа - не мешать производителю, выдвигая требования, тормозящие
научно-технический прогресс, а сохранить здоровье пассажиров. Поэтому все
стороны заинтересованы в конструктивном сотрудничестве.
Справка «Гудка»
Места для инвалидов должны
иметь кнопку связи с локомотивной бригадой или проводником. Все стойки,
поручни, ручки должны быть окрашены в контрастные цвета для слабовидящих людей.
Информационное сопровождение всеми доступными средствами: звуковые объявления,
тактильные - шрифтом Брайля для слепых - и информационные табло в виде бегущей
строки. В вагоне с местами для инвалидов обязательно должен быть специально
приспособленный для них туалет.
Елена Мирошникова
Источник: gudok.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/9405/#more
|