"Я тоже хочу в такой детский
сад!"
|
|
|
Здесь
воспитывают не только детей, но и родителей
В конце сентября в
Москве проходила I Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию
детей младшего возраста (ВК ВОДМ). Программа конференции была достаточно
насыщенной, ее участники побывали во многих детских дошкольных учреждениях
столицы, в частности, в Центре развития ребенка детский сад № 2030, в котором
находится Ресурсный центр «Все лучшее - детям»; Центре развития ребенка детский
сад № 2326, (победитель городского конкурса «Детский сад будущего»); детском
саду № 288 с инклюзивным Ресурсным центром «Детский сад для всех».
Интеграционные и
инклюзивные детские сады у нас - дело новое. Настолько новое, что их нередко
путают и пишут, например, так: «образовательная интеграция (инклюзия)». Как
будто это - одно и то же.
Да и на форумах в
Интернете, где молодые мамы обмениваются советами и размышлениями, куда лучше
пристроить свое чадо, нередко можно наблюдать такой диалог: «Чем отличается
интеграция от инклюзии? - А ничем! Практически одно и то же».
- Между этими
понятиями достаточно большая разница, - поясняет заведующая детсада № 288 Мария
Прочухаева. - Хотя суть у них приблизительно одна: ребенок «с проблемами» - это
может быть инвалидность, аутизм, нарушения слуха, речи, а также, наоборот,
большая развитость, живость ребенка - находится в одной группе с обычными
детьми. Но вот подход - разный.
Инклюзия является,
скажем так, более высокой ступенью развития системы дошкольного образования.
При интеграции
внимание преподавателя в основном направлено на проблемы детей со
спецпотребностями.
Соответственно,
они получают преимущества. При инклюзии преимущество получают все - в том числе
и родители, которые активно участвуют в воспитательном процессе, и воспитатели,
этот процесс осуществляющие. При интеграции к «особым» детям относятся с преувеличенным
вниманием, выделяют их.
При инклюзии упор
делается на командную общую деятельность, где каждый может найти себе место и
занятие. При интеграции ребенок приспосабливается к среде, при инклюзии - среда
(в данном случае, сам детский садик) перестраивается под ребенка.
При инклюзивном
методе действует принцип работы с родителем. Именно родитель является главным
экспертом по нуждам и проблемам ребенка.
- Если несколько
лет назад мы говорили, что «мы работаем по запросу родителя», - сказала Мария
Прочухаева, то сейчас мы вместе с родителями разрабатываем программы для
ребенка.
Сотрудники детсада
рассказывают: одна из мам поводила-поводила ребенка в инклюзивный детский сад
несколько месяцев и вдруг на каком-то мероприятии начала горько рыдать. Все
преподаватели, заведующая, родители всполошились - что такое? А она плачет и
говорит сквозь слезы: «Ну почему, почему у меня такого не было? Я тоже хочу в
такой детский садик!»
Рассказали и про
другую маму, угрюмую, нервную и замкнутую, которая тряслась над своим чадом,
готова была ради своего ребенка всех остальных - детей и родителей - растолкать
и затоптать. Через полгода лицо ее светилось улыбкой, она входила в
родительский комитет, увлеченно возилась с детишками. Словом, инклюзивный
детский садик воспитывает не только самого ребенка, но и родителя.
- Я и мой сын Марк
познакомились с Центром игровой поддержки ребенка в детском саду № 2336 год
назад, - рассказывает Вера Верокина. - Это было удивительно! В течение всего
одного часа мы успевали послушать сказку, заняться творчеством, физкультурой,
пением, танцами. Эти занятия развивали не только ребенка, но и меня. С нами все
время работал детский психолог. Советовал, какие игрушки покупать, что делать,
если у ребенка плохое настроение, если капризничает. В этом детском саду я
поняла, как важно быть активным родителем, как важно, несмотря на свою
занятость, уделять ребенку внимание.
В детских садах
пилотного проекта ЮНЕСКО и Департамента образования Москвы сюрпризы - на каждом
шагу. И все они разные. Вот, например, расписанные стены, на которые с помощью
липучек прикреплены мягкие детали.
Можно поменять
местами гномиков в окнах нарисованного замка, переставить бабочек на цветах,
убрать спящие подсолнухи вниз, а наверх поставить веселые, улыбающиеся, собрать
шишки на елке... Игра эта забавна и для детей, и для взрослых: детали приятны
на ощупь, а эти простые действия успокаивают.
В другом детском
саду есть большая интерактивная панель, на которой можно собирать цветы или
раскрашивать картинки.
В третьем
оборудована сенсорная комната, где в полутьме бегают цветные огоньки и звучит
приятная музыка. И в каждом детском саду обязательно есть бассейн.
А дети «с
проблемами»? Они тоже есть, только где? Один из принципов инклюзии: в группе
должно быть 70 процентов здоровых детей и 30 процентов - не больше - «особых».
Они тоже тут, возятся с кубиками, изучают предметы на ощупь, плещутся в
бассейне - только отличить их очень и очень трудно.
Большая ошибка -
считать, что инклюзивный детский сад хорош только для детей с проблемами, с нарушениями
слуха, развития. Во-первых, ребенок может быть «особым» как в минус, так и в
плюс. В обычном детском саду ребенку с аутизмом или с нарушениями слуха будет
трудно. Но точно так же там будет трудно ребенку гениальному, ребенку с очень
живым умом и нестандартным восприятием. И тот, и другой ребенок окажутся в
изоляции, и в будущем у них будут проблемы с социализацией.
Нам трудно
поверить во что-то очень хорошее. И закономерно возникает вопрос: а не
преувеличивают ли педагоги, родители и журналисты достоинства инклюзивного
детского сада? Может быть, у него все-таки есть недостатки?
Да, есть. Пока
такой недостаток только один, но он существенный. Дело в том, что инклюзивное
дошкольное воспитание в России находится пока на стадии эксперимента. Его развитию
мешает множество барьеров. Тут и уровень общественного сознания - многие
родители не понимают достоинства инклюзивного воспитания и активно ему
сопротивляются. И отсутствие гибких образовательных стандартов - а как же иначе
подстраиваться под индивидуальные нужды ребенка? И несоответствие учебных
планов и содержания обучения.
И отсутствие
подготовки у педагогов, незнание коррекционной педагогики, специальной
психологии, представления об особенностях психофизического развития детей. Да и
просто недостаточная материальная база детских садов.
Тут во многом
детские сады зависят от родителей. Даже те, которые являются пилотными
проектами ЮНЕСКО.
Вон, например,
стоит мягкий лабиринт для детей с синдромом Дауна - это чудо собрали родители
ребятишек...
Яна Маевская
Источник: vmdaily.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/10620/#more
|