Почему пассажирам с
ограниченными возможностями так трудно летать
К написанию этих заметок меня подвигло
недавнее путешествие из Москвы в Ханты-Мансийск.
Из
Москвы в столицу Угры самолет улетал из аэропорта Внуково-2. Когда мой коллега
узнал, что лететь мне из Внукова, ужаснулся: "Вы что, забыли, как прошлым
летом мыкались там по лестницам перед полетом в Нижний Новгород? Забыли, что
лифты не работают?" Не забыла. Более того, тогда у меня не было столь
явных проблем с ногой. Потому теперь после перенесенной недавно операции решила
для себя: попрошу в аэропорту инвалидную коляску. И не будет у меня проблем.
Какая наивность!
Стакан
воды в медпункте
Внуково встретило
хвостами очередей для оформления документов, отсутствием возможности присесть.
Вспомнился аэропорт в Вене. Девушка, оформлявшая там перелет, обратив внимание
на то, что мне нелегко идти, тут же спросила, не предоставить ли мне коляску
для передвижения? Тогда коляска мне была ни к чему. А вот в нью-йоркском
аэропорту Кеннеди я на коляску согласилась. Она появилась тут же - никаких
документов, никаких денег, никакого оформления не требовалось...
Но, прочь
воспоминания. В Ханты-Мансийск я летела не одна: в группе участников
благотворительной акции, которую уже в пятый раз проводит "Лига здоровья
нации". Спрашиваем у сотрудников аэропорта насчет получения коляски для
продвижения к самолету. Дело, оказывается, это непростое, требующее
специального оформления, с предоставлением паспорта, полетных документов. Мои
коллеги отправляются оформлять эту самую коляску. А я стою, опираясь на свой
"ходунок", и жду.
Попытка найти
место, дабы присесть, почти закончилась успехом: удалось упросить работницу
аэропорта снять ленту, отгораживающую стулья от пассажиров. Но в это время
появилась коляска, и руководитель нашей группы лично (иного, то есть
сопровождающего, не положено) повез меня в... медпункт. Почему? Не знаю. Ведь
никакой медицинской помощи мне не требовалось.
Спросила у хозяина
медпункта: почему за рубежом не требуется никакого оформления коляски? Ответом
было пожатие плечами: "Это вопрос не к нам". А к кому?
Перевозочный лифт не работал. Потому меня водрузили в салон "скорой
помощи", где было душно, как в газовой камере. Пребывание в таком салоне
способно самого здорового сделать тяжелобольным - дышать абсолютно нечем. Но
пришлось, и довольно долго, потому как сам самолет еще не был готов к приему
пассажиров. Подъем по трапу в кабину надо было преодолевать уже самой.
Коляску
мне, коляску
В Ханты-Мансийск
прилетели ночью. Ни о какой коляске для моего перемещения здесь ведать не
ведали - информация из Внукова не поступала. Но все закончилось благополучно.
Мы же все-таки, как говорится, официальные люди: не сразу, но коляска нашлась.
А 25 июля наступил
день отлета нашей группы в Москву. Улетали мы уже из Омска. Нас провожает
заместитель министра здравоохранения Омской области Елена Надей. У стойки
оформления Елена Витальевна спрашивает, как получить коляску. В ответ
недоумение. Елена Витальевна усаживает меня в сторонке и сама куда-то
отправляется. Возвращается с местными сотрудниками. Они подозрительно разглядывают
меня - действительно ли мне нужна коляска. А потом выдают образец документа,
который надлежит написать. Спрашиваю сотрудников аэропорта: кто придумал сию
достаточно унизительную процедуру? И почти как во Внукове в ответ пожатие
плечами.
Елена Витальевна
пишет за меня эту расписку. Я забираю себе образец. Меня сопровождают в карету
"скорой". У самолета ждем разрешения взобраться по трапу в кабину.
Еще раз в какую-то бумажку вносят мою фамилию и возраст. Прошу сообщить во
Внуково о коляске...
Прилетаем. Коляски
во Внукове нет. Зато починили тот самый лифт. Снова меня доставляют во
внуковский медпункт. Сижу в его коридорчике, а мой спутник с моим паспортом
отвечает на вопросы здешнего медика. О чем вопросы, я уже и не спрашиваю. Точно
так же, как и меня не спрашивают, как я выйду из медпункта, как получу багаж,
дойду до машины и так далее. Я не одна - со мной надежный попутчик. И мы
уходим. О том, что потом надо было час ждать багаж, что сесть было негде и так
далее, уж и не говорю... Только думаю: а если бы я была одна? Как бы я могла
ходить по должностным лицам, оформлять бумаги? А если бы мои спутники были без
регалий? И мучает вопрос: почему в Америке или Австрии сытый голодного
разумеет, а у нас голодный, то бишь инвалид, должен писать расписки...
Как говорил
любимый киногерой любимого фильма, за державу обидно. Очень обидно...
Кстати
Вот текст
расписки, корторую мне пришлось дать в омском аэропорту. Привожу его полностью:
"Генеральному
директору ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" господину Мартиросову А.З.
Я, нижеподписавшаяся (имярек, паспорт такой-то, выданный тем-то, там-то,
тогда-то) инвалид 1 группы (передвигаюсь на инвалидной коляске), бронируя билет
на рейс Вашей авиакомпании ТП454 на такое-то число по маршруту Тюмень - Москва,
настоящей распиской обязуюсь: оплатить расходы представительства
авиакомпании "ЮТэйр" и представительства других авиакомпаний и служб
аэропорта, связанных с моей посадкой-высадкой на/из воздушного судна, если
требование на оплату таких расходов будет мне предъявлено, не предъявлять
претензий к авиакомпании "ЮТэйр" в случае каких-либо медицинских
осложнений, связанных с риском авиационной перевозки.