В
мае прошлого года на дорогах Екатеринбурга появились два необычных автобуса с
желто-зелеными полосами на бортах. Они бесплатно перевозят инвалидов 1-й и 2-й
группы. Средства на содержание социального такси выделяет муниципалитет.
Чтобы человеку в инвалидной коляске выбраться из квартиры на
улицу и подъехать к такси, нужны удобные пандусы. Их в Екатеринбурге тоже
начинают строить в жилых домах, лечебных учреждениях, в заведениях
культурно-бытового обслуживания. Это входит в один из разделов комплексной
городской программы поддержки инвалидов, которая разработана муниципальной
комиссией по защите инвалидов, созданной в феврале 1998 года.
К ее реализации подключились и сами
инвалиды. В Екатеринбурге, где улицы еще недавно были совершенно непроходимы
для инвалидов-колясочников (бордюры, обледенения), положение понемногу меняется
к лучшему благодаря некоммерческой организации "Свободное движение” во главе с
неутомимым организатором Еленой Леонтьевой.
Сама инвалид 1-й группы, Елена борется за каждый пандус для колясочников. Иногда
всего-то нужно убрать одну мешающую ступеньку в подъезде жилого дома. Так было
с Василием Машковцевым,
владельцем электрической коляски, теперь он стал самостоятельно выезжать из
дома по своим делам. Председатель "Свободного движения” поднимается на
своей коляске в магазины, другие заведения и организации. Она своего рода
"летчик-испытатель”, которая прокладывает дорогу в общественные места своим
товарищам по несчастью.
С 1 января 1999 года инвалиды-энтузиасты из "Свободного
движения” официально введены в комиссию по госприемке жилых и общественных
зданий. Теперь строительные объекты не принимаются без согласования с
инвалидами.
Не сразу и не вдруг был решен вопрос и о социальном такси.
Прежде чем власти Екатеринбурга приняли решение о его создании, председатель
общественной организации инвалидов "Корчагинец-82” Ольга Буркова около семи лет
обивала пороги разных кабинетов. Вместе с ней за социальное такси боролись и
другие инвалиды.
Ольга Буркова рассказывает:
— В Перми такое такси существовало лет десять. Есть оно и за
границей. А у нас не было. Губернатор вроде бы поддерживал инвалидов в этом
вопросе, но обещал решить его только после стабилизации
социально-экономического положения в стране и области.
Но инвалиды ждать не захотели:
"Жизнь у нас и так короткая”. И они стали нажимать на чиновников управления
социальной защиты. Обобщив опыт других российских городов, где были попытки
создания социальных такси, сотрудники управления социальной политики решили,
что нужна абсолютно новая модель автобуса. Разрабатывали и собирали такси для
Екатеринбурга специалисты дочернего предприятия курганского автозавода
"Вика-ЛТД”. Как рассказал директор предприятия Алексей Натрусов,
произведена уникальная работа. Впервые из отечественных деталей был собран
специальный электроподъемник, который раскладывается за три минуты. В России
никто таких автобусов никогда не производил. Новинка создавалась на базе
автобуса на шасси "ЗИЛ-5301”-бычок. В новом автобусе размещаются четыре
инвалида-колясочника и шесть сопровождающих лиц. Здесь нет ни одной импортной
детали. Пока изготовлены по два образца, но уже поступили заявки из Сургута,
Сочи, от департамента труда и социального развития администрации Брянской
области.
После презентации такси диспетчер принимал от 2 до 5 заявок
в день. Сейчас желающие занимают очередь за неделю-две до выезда. Для
облегчения работы диспетчера предполагается установить компьютер, создать базу
данных инвалидов и программу "карты городских дорог”, чтобы выбирать
оптимальные и более экономичные маршруты. На вызов водитель социального такси
всегда выезжает с помощником-грузчиком, обязанность которого сопровождать
инвалида от самых дверей квартиры. Чаще всего инвалидов возят на протезные
заводы, в больницы, в центры реабилитации.
Раньше в Екатеринбурге действовала бесплатная районная
служба доставки инвалидов. А потом сделали платную — по 17 рублей за час.
Малообеспеченным инвалидам это стало не по карману. Вся надежда на социальное
такси. Но двух автобусов на такой большой город, конечно же, не хватает.
В будущем году городская администрация решила пополнить
социальный автопарк тремя легковушками. Конечно, у новой службы проблем много.
Например, при резкой смене погоды подъемник такси замерзает и не действует.
Теперь приходится более осторожно подходить к его эксплуатации. К тому же
сейчас заявки на посещение социально значимых мест превалируют над заявками
личного характера. За поездки по личным делам инвалиды платят из расчета 1
рубль за километр. В следующем году стоимость таких поездок не предполагается
увеличивать, а поездки в больницы так и останутся бесплатными, утверждают
представители управления социальной защиты Екатеринбурга.