Вчера
было опубликовано постановление Главного государственного санитарного врача РФ
Геннадия Онищенко - об изменениях и дополнениях к санитарным правилам по
организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Документ
носит отнюдь не ведомственный характер, потому как касается практически каждого
из нас.
Все
мы время от времени становимся поездными пассажирами. Одни едут за тридевять
земель от родного дома, другие в пригородной электричке отправляются на свои
шесть соток. Удобно ли нам в пути? Если честно, то далеко не всегда. Особенно
людям пожилым, особенно тем, у кого проблемы со здоровьем.
Потому, говоря о
новом постановлении, хочется как раз отметить тот отрадный факт, что оно, можно
сказать, нацелено на предоставление удобств не просто всем нам, но и тем, кому
далеко за пятьдесят, кто обременен всяческими болячками, но никак не желает
сидеть в четырех стенах. Однако порой вынужден, потому как знает, что не в
силах одолеть входные ступени в вагон, а на инвалидной коляске и вовсе вагон
становится недоступен. А вот теперь...
Постановление
предусматривает, что "шаг ступенек по высоте должен быть не более 279 мм. Ширина ступенек
должна соотноситься с шириной наружных входных дверей в вагон. Входная дверь в
вагон должна быть оборудована вспомогательными посадочными устройствами для посадки-высадки
инвалидов с низких и высоких платформ. Пассажирский салон должен быть
оборудован так, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в
креслах-колясках к местам размещения в салоне. Для каждого инвалида в
кресле-коляске должно быть предусмотрено по одному месту для сопровождающего
лица..."
Цитирование можно
множить. Но думается, что приведенные пункты постановления свидетельствуют о
гуманной направленности документа. В нем предусмотрены всяческие
"мелочи". Слово берем в кавычки именно потому, что когда речь о наших
с вами удобствах, мелочей быть не должно. Что это именно так, убеждают
приложения к постановлению: когда, как стирать постельное вагонное белье, каким
должен быть наклон спинки относительно опорной поверхности сиденья, какие требования
к самому сиденью и так далее. Короче, читайте не только само постановление, но
и приложения к нему.
Конечно, если
завтра вы станете пассажиром, многое из того, что предусмотрено постановлением,
вы не обнаружите - оно еще не начало действовать. Но пройдет время и...
Изменения на транспорте нам нужны позарез - все мы пассажиры.
…"6.9 Требования по
обеспечению проезда инвалидов и других маломобильных групп населения
6.9.1. Общие требования
6.9.1.1 В МВПС должны быть предусмотрены условия для размещения инвалидов в
креслах-колясках, а также других маломобильных групп населения (МГН).
Рекомендуется размещать необходимое оборудование и места для указанных
категорий пассажиров в головных (с кабиной управления) вагонах. Следует
предусматривать не менее чем по одному месту для инвалидов в креслах-колясках,
а также для лиц с дефектами слуха и недостатками зрения.
6.9.1.2 Вагон должен быть оборудован туалетом, специально приспособленным для
пользования инвалидами в креслах-колясках, средствами информационного и
сигнализационного обеспечения, доступного для всех категорий МГН.
Устройства и вспомогательные приспособления, необходимые для обеспечения
проезда инвалидов, должны располагаться в зоне их досягаемости.
6.9.2. Требования к обеспечению посадки-высадки
6.9.2.1 Входная дверь в вагон должна быть оборудована вспомогательными
посадочными устройствами (выдвижными (откидными) трапами или подъемными
устройствами (ПУ)) для посадки-высадки инвалидов с низких и высоких платформ.
В случаях, исключающих возможность посадки в вагон пассажиров в индивидуальных
креслах-колясках, вагоны должны быть оснащены транспортными креслами-колясками,
входящими в состав оборудования вагона.
6.9.2.2 Грузоподъемность ПУ должна составлять не менее 300 кг.
6.9.2.3 Площадка платформы ПУ должна составлять по ширине - не менее 800 мм, по длине - не менее 1400 мм.
6.9.2.4 Платформа ПУ должна быть оборудована, защитными ограждениями, высотой
не менее 50 мм
и парными поручнями, расположенными как минимум с одного бокового края
платформы, (желательно с двух). Нижний парный поручень должен находиться на
высоте не менее 750 мм,
а верхний - на высоте не более 900
мм от пола платформы.
Поручни должны иметь длину не менее половины длины платформы и находиться на
расстоянии 200-250 мм
от края платформы, примыкающего к проему двери вагона.
6.9.2.5 Поверхность платформы должна исключать скольжение, не иметь выступов и
отверстий. Цвет порога платформы должен контрастировать с цветом посадочной
площадки.
6.9.2.6 Наклон рамп платформы, измеренный от уровня нижней опорной поверхности,
не должен превышать 1:8. Рампы платформы должны иметь механизм, обеспечивающий
их надежную фиксацию в закрытом положении.
6.9.2.7 Перепад высот между полом тамбура вагона и поверхностью платформы ПУ,
установленной на уровне пола тамбура, не должен превышать 20 мм. Горизонтальный зазор
между порогом входных дверей в вагон и передним краем платформы ПУ не должен
превышать 30 мм.
6.9.2.8 Конструкция ПУ должна обеспечивать плавный (без рывков) пуск и
остановку механизмов.
Управление ПУ должно осуществляться с помощью кнопок, установленных на стационарном
пункте управления или пульте дистанционного управления. Кнопки пульта должны
быть только нажимными, непрерывного ручного действия и иметь четко обозначенную
маркировку направления движения. Цвет пульта управления должен отличаться от
цвета платформы ПУ.
6.9.2.9 ПУ должны быть оснащены механизмами или системами, гарантирующими, что
вагон не может начать движение, пока ПУ не убрано, и что ПУ не может быть
приведено в рабочее состояние, если не включена, система блокировки.
6.9.2.10 На приборной панели пульта управления машиниста или на рабочем месте
проводника пассажирского вагона должна быть установлена световая сигнализация,
информирующая о работе платформы подъемного устройства.
6.9.3 Требования к пассажирскому салону
6.9.3.1 Пассажирский салон должен быть оборудован так, чтобы обеспечить
беспрепятственный доступ инвалидов в креслах-колясках и других МГН к местам
размещения в салоне, удобное и безопасное размещение инвалидов в
креслах-колясках с сопровождающими и других МГН на специально выделенных местах.
6.9.3.2 Проходные двери из тамбура в пассажирский салон должны быть раздвижными
и иметь индивидуальное управление, с возможностью фиксации их в открытом
положении. Ширина проходных дверей в свету должна составлять не менее 900 мм. Порог дверного проема
должен иметь высоту не более 20
мм.
6.9.3.3 Дверные ручки и прочие органы управления должны быть установлены на
высоте 800-1200 мм
над уровнем пола.
Рекомендуется нанесение ударопрочных защитных элементов на дверях, стенах и
элементах внутренней отделки на высоте примерно до 400 мм от пола.
6.9.3.4 Ширина прохода внутри салона до зоны размещения инвалидов в
креслах-колясках должна рассчитываться с учетом обеспечения возможности
маневрирования кресла-коляски. Минимально допустимая ширина прохода внутренних
дверей и других узких мест должна составлять в свету не менее чем 800 мм.
6.9.3.5 Пассажирский салон должен быть оборудован местами для установки
кресел-колясок с находящимися в них пассажирами или индивидуальными посадочными
местами, для проезда пассажиров-инвалидов на местах для сиденья.
6.9.3.6 Для каждого инвалида в кресле-коляске должно быть предусмотрено по
одному месту для сопровождающего лица.
6.9.3.7 Места установки кресел-колясок с находящимися в них инвалидами должны
располагаться по продольной оси вагона и должны быть оборудованы устройствами,
препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных колясок в
продольном направлении или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда.
6.9.3.8 Индивидуальные посадочные места для инвалидов могут быть выполнены в
виде поворотных кресел, посадочные места для сопровождающих - в виде откидных
кресел.
Индивидуальные посадочные места должны быть оборудованы средствами крепления
сложенных кресел-колясок и индивидуальных средств вспоможения при передвижении.
6.9.3.9 Места для размещения инвалидов в креслах-колясках должны быть
оборудованы горизонтальными поручнями на боковых стенах, расположенными на
высоте 900-1200 мм
от уровня поверхности пола.
В случае оборудования мест для инвалидов в креслах-колясках откидными
столиками, высота расположения столика должна определяться с учетом возможности
подъезда кресла-коляски с находящимся на ней инвалидом.
6.9.4 Требования к опорным устройствам
6.9.4.1 Вагон должен быть оборудован специальными опорными устройствами
(поручнями, стойками, ручками), обеспечивающими удобную и безопасную посадку
(высадку), перемещение внутри вагона после посадки, размещение инвалидов в
креслах-колясках и других МГН в вагоне и их выход.
6.9.4.2 Проход наружных входных дверей должен быть оснащен по обеим сторонам
опорными устройствами, за которые можно удобно держаться (двумя или одной
рукой) при посадке в вагон.
6.9.4.3 Конструкция и размещение опорных устройств в вагоне не должны
ограничивать пространство, предназначенное для разворота и маневрирования
инвалидов в креслах-колясках, не должны препятствовать движению других
пассажиров, должны исключать возможность травмирования пассажиров, в том числе
инвалидов с нарушением функции зрения. Поручни и стойки должны быть
контрастными с поверхностью стен и пола салона вагона.
6.9.4.4 Свободные участки опорных устройств должны располагаться на высоте не
более 1100 мм
от уровня пола.
6.9.5 Требования к оборудованию туалета
6.9.5.1 При оборудовании туалета для инвалидов в креслах-колясках и других МГН
должна быть обеспечена возможность беспрепятственного и безопасного пользования
туалетом, а также учтены общие требования к туалетным помещениям (п. 6.7.4).
Свободная площадь пола в туалете для размещения инвалида в кресле-коляске
должна быть не менее (900 х 1500) мм.
6.9.5.2 Ширина дверного проема в свету в туалет должна составлять не менее 900 мм.
6.9.5.3 В туалете должно быть предусмотрено место рядом с унитазом для
размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других
принадлежностей.
6.9.5.4 Туалет должен быть оснащен опорными устройствами, которые не должны
препятствовать фронтальному или боковому подступу инвалида в кресле-коляске к
унитазу:
а) как минимум, один горизонтальный поручень длиной не менее 1000 мм, смонтированный, как
минимум, на одной из сторон туалета на высоте от 800 до 900 мм от уровня пола;
б) два горизонтальных парных поручня круглого сечения длиной не менее 650 мм, консольно
прикрепленных к задней стене туалетного помещения симметрично с обеих сторон
унитаза на высоте от 800 до 850
мм от поверхности пола и на расстоянии 600 мм друг от друга.
При этом оба парных поручня или один из них, расположенный со стороны подступа
к унитазу, выполняют откидными (откидным) или поворотными (поворотным), которые
должны разворачиваться соответственно в вертикальной или горизонтальной
плоскостях и фиксироваться в рабочем положении.
Концы боковых откидных и поворотных поручней должны быть скруглены, а поручней
парного типа - соединены между собой.
6.9.5.5 При размещении унитаза необходимо учитывать следующие параметры:
- минимальное расстояние от стены до бокового края унитаза - не менее 150 мм.
- место для размещения кресла-коляски сбоку от унитаза (от наружного края
унитаза до стены) - не менее 800
мм.
6.9.5.6 Рядом с унитазом на боковой стене кабины в зоне досягаемости следует
располагать устройство управление спуском воды в унитазе (смывное устройство) и
кнопку переговорного устройства для экстренного вызова проводника.
6.9.5.7 Санитарное оборудование следует размещать на высоте от 700 до 1100 мм.
6.9.5.8 Минимальные размеры раковины должны составлять 400 мм в длину и 250 мм в ширину. Высота
расположения раковины и ее удаленность от стены должны определяться с учетом
возможности подъезда кресла-коляски с находящимся на ней инвалидом.
Рекомендуется применение водопроводных кранов бесконтактного типа.
6.9.5.9 На наружной стороне двери в туалет должно быть соответствующее
рельефно-графическое обозначение (надпись или пиктограмма).
Рекомендуется оборудовать туалет для инвалидов динамиком, который подключен к
системе звукового оповещения.
6.9.6 Требования к средствам информационного обеспечения и связи
6.9.6.1 Вагон для инвалидов в креслах-колясках и других МГН должен быть
оборудован средствами информации и связи, доступными для. пользования
указанными категориями граждан. Должны быть предусмотрены устройства визуальной
информации, дублирующие звуковую информацию, места для размещения схем
маршрутов и другой информации в рельефной технике для слепых.
6.9.6.2 Посадочные места и туалет, приспособленный для пользования инвалидами,
должны быть оборудованы кнопкой экстренного вызова.
6.9.7 Требования к указательным надписям
В вагоне, предназначенном для инвалидов в креслах-колясках и других МГН, должны
быть предусмотрены указательные надписи или соответствующие им по смыслу
указательные знаки (пиктограммы): в зоне входных дверей вагона, на наружной
поверхности входных дверей вагона; в зоне расположения мест для размещения
инвалидов; на двери туалета для инвалидов или рядом с дверью"…..