Мелодико-интонационная терапия в реабилитации после инсульта Нарушения речи являются одной из наиболее часто встречающихся проблем у пациентов после перенесенного инсульта. Довольно интересную и несколько неожиданную методику восстановления речи у таких пациентов предложили американские специалисты. Данные о новой методике восстановления речи у постинсультных пациентов были представлены на ежегодном собрании Американской ассоциации продвижения науки (American Association for the Advancement of Science - AAAS) в Сан-Диего профессором неврологии медицинского центра Beth Israel Deaconess и Гарвардской медицинской школы в Бостоне Готфридом Шлаугом. Нарушения речи обычно возникают у пациентов с поражением левого полушария головного мозга, которое в большей степени ответственно за формирование речи. «Большинство межнейронных связей, контролирующих слух и речевой аппарат человека, находятся в левом полушарии, однако некоторые подобные центры есть и в правом полушарии», - говорит профессор Шлауг, - «в силу определенных причин в большей степени задействованы центры левого полушария, но при их повреждении взять на себя их функцию могут структуры правого полушария». Очень часто реабилитация таких больных очень трудоемка, продолжительна и не всегда приводит к достижению желаемых результатов. Исследовательская группа профессора Шлауга обнаружила, что у некоторых пациентов, которые после перенесенного инсульта не могли разговаривать, сохранялась способность напевать мелодии. В результате клинических исследований, проведенных Готфридом Шлаугом и его коллегами, была разработана методика, позволяющая задействовать структуры правого полушария мозга и восстанавливать речь с помощью пения. Данная методика получила название мелодико-интонационной терапии (melodic intonation therapy - MIT). Если вкратце, то суть мелодико-интонационной терапии заключается в том, что пациенту предлагают пропеть какую-либо фразу или словосочетание, которое он не в состоянии выговорить. Одновременно с попыткой пациента воспроизвести собственное имя, свой домашний адрес, набор цифр и т.п. помощник задает определенный ритм похлопыванием по его руке. Эффективность данной методики, конечно же, еще предстоит проверить в более масштабном исследовании, однако предварительные результаты довольно оптимистичны - у более, чем двух третей пациентов, участвующих в исследовании, словарный запас увеличился на 100 слов и остался после окончания курса без изменений. Длительность курса, необходимая для восстановления речи, может достигать нескольких лет, причем полуторачасовые занятия проводятся 5 раз в неделю, но эффект от них стойкий, причем с использованием данной методики удалось восстановить речь у пациентов, у которых другие виды терапии оказались неэффективными. В некоторых случаях удалось восстановить речь у пациентов, неспособных разговаривать в течение многих лет. Профессор Шлауг признает, что механизм восстановления речи при использовании MIT еще не до конца понятен, однако изменения у пациентов, прошедших курс терапии по данной методике, фиксируются с помощью инструментальных методик диагностики и свидетельствуют о возникновении новых связей в структурах головного мозга. Кстати, с помощью электроэнцефалографии удалось зафиксировать тот факт, что после курса MIT у пациентов возрастает активность центров правого полушария головного мозга, которые хорошо развиты у профессиональных певцов. Готфрид Шлауг предлагает обучать основным положениям мелодико-интонационной терапии сотрудников реабилитационных центров и клиник, дабы максимально широко распространить ее и сделать доступной для большинства пациентов, нуждающихся в ней. Не менее важным моментом этого обучения станет отсутствие необходимости в подготовке специалистов, что повысит стоимость проведения MIT и сделает ее менее доступной для пациентов Данная методика получила высокую оценку среди специалистов в области неврологии и реабилитации. Доктор Энирудд Патель из Института неврологии Сан-Диего говорит, что данное исследование является «настоящим переворотом в неврологии последнего десятилетия». Нина Краус, невролог из Северо-Западного Университета в Чикаго, исследовавшая с помощью ЭЭГ эффективность мелодико-интонационной терапии, отметила, что данная методика может иметь довольно широкое применение как в медицине, так и в педагогике, например, при обучении чтению.
Использованы материалы BBC News и Agence France-Presse.
|