Главная » 2010»Сентябрь»4 » Невозможно сразу заставить всех поверить, что у пациента есть права
21:11
Невозможно сразу заставить всех поверить, что у пациента есть права
Невозможно сразу заставить всех поверить,
что у пациента есть права
«Вы,
наверное, революционерка», — рассмеялся один из моих собеседников, причастных к
сочинению законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности
медицинских учреждений. Обсуждая с ним этот закон, я допытывалась, а где в нем
механизм мотивации конкретного врача — ладно, хотя бы больницы или поликлиники
в целом как организации — к улучшению качества оказываемой медпомощи
В
пояснительной записке к этому законопроекту, подготовленному
Минздравсоцразвития (http://www.minzdravsoc.ru/health/modernization/3/Poyasnit-FEO-Perecheny-rasporyazhenie.doc)
число потенциально обоснованных претензий к — по разным причинам —
ненадлежащего качества медпомощи, повлекшей смерть пациента, оценено в 150 000
в год (и в 500 000 с учетом бабушек и дедушек, перед которыми медицина
бессильна, «пусть лучше дома спокойно помрет»). Это примерно один из каждых 14
умерших. Число потенциальных претензий от людей, ставших инвалидами из-за не
должных действий медперсонала, оценено в 170 000 в год — примерно каждый
шестой, получающий инвалидность. Но число доказанных случаев может составить
4500-5000 для летальных исходов и 9000-10000 для инвалидности, прогнозирует
Минздрав, ссылаясь на опыт стран, где подобные законы уже действуют.
Столь резко
снизить смертность и кардинально сократить инвалидность было бы, действительно,
революционным прорывом. Но не это имел ввиду мой собеседник, а невозможность
заставить сразу всех поверить, что у пациентов есть права, а врачи могут и
обязаны нести персональную гражданскую ответственность за свои профессиональные
действия.
Закон о
гражданской ответственности медучреждений никаких прямых стимулов качественно
оказывать медуслуги и помощь не содержит. Медицина тут как бы совсем ни при
чем: стоимость страховки закладывается в цену услуги (которую оплачивает либо
ОМС, либо пациент — для частных клиник), страховые выплаты осуществляются из
средств страховой компании. Закон приподнимает на одну ступень текущий уровень
сознания российского здравоохранения: новаторство — в признании, что медуслуги
могут быть оказаны некачественно и что ущерб надо возмещать.
Кто что получит
для себя от этого закона? «Собственники» бюджетных учреждений — разного уровня
органы управления здравоохранением — возможно, мотив получше выстраивать
кадровую политику и профессиональную дисциплину: вряд ли увеличение страхового
тарифа из-за потока жалоб, плохой квалификации (повышающий коэффициент) может
стать неконтролируемым. Пациенты — возможность относительно быстро получить
компенсацию за ущерб. Страховщики — новый большой рынок.
Сейчас попытки
бесправных пациентов жаловаться на неадекватное лечение часто безрезультатны,
разбирательства в судах могут длиться годами, а врачебная экспертиза нередко на
стороне коллег. Закон в определенной степени позволяет упростить процесс и
смещает акцент с корпоративных стереотипов на права пациента: пострадавший (или
родственники) обращаются в комиссию, которая — как видится Минздраву —
достаточно разношерстна для того, чтобы блюсти честь мундира, комиссия не ищет
доказательств вины конкретного врача — ее задача установить, что ущерб есть и
связан с лечением, на основании этого решения пациент получает из страховой
компании выплату. На весь процесс — максимум два месяца. А все разбирательства
с врачом и медучреждением — потом и без участия пострадавшего (при его
нежелании потребовать еще и административной или уголовной ответственности).
Страховщик может обратить взыскание на врача или клинику; будет ли это массовой
практикой — большой вопрос, но формирующиеся механизмы столкновения интересов,
может быть, переведут его из разряда «ужасы медицины» поближе к наработанным
цивилизацией способам разрешения конфликтов.
Изъяны закона в
том, что комиссии, состоящие преимущественно из медицинских чиновников, не
совсем свободны от «корпоративной солидарности», а если же их стараниями число
страховых смертельных случаев приблизится к уровню, подсчитанному Лигой защиты
прав пациентов (не 5000, а 50000 смертей в год), то объем средств на страховку
медучреждений достигнет немногим менее половины всех средств, аккумулируемых
системой обязательного медицинского страхования (которая и оплачивает страховой
тариф) — и Минздрав этот риск признает.
Изъян — в
возможности затягивать выплаты (против чего и создан, собственно, сам закон):
страховая компания может оспорить решение комиссии в суде, выплатив на время
разбирательств пострадавшему 20% суммы. Сами страховщики признают, что судиться
будут — суммы выплат немаленькие, от 0,5 млн до 2 млн руб. Наконец,
законопроектом может заинтересоваться ФАС: требования, предъявляемые Минздравом
к страховым компаниям, которые могут быть допущены на этот новый страховой
рынок, уж как-то слишком сильно сужают круг возможных претендентов.
Но дело не в законах
и не схемах, а в развитии — эволюционном. В механизмах, работающих на обкатку
взаимоотношений медучреждений со страховщиками, в приближении к изменению
системы мотивации, которая не устраивает самих медиков, когда они, оказавшись в
роли пациентов, не рассчитывают получить от коллег качественную медпомощь в
системе ОМС (опрос Независимого института социальной политики 2008г).