Главная » 2010 » Май » 31 » О чем должен знать застрахованный в системе ОМС
14:18
О чем должен знать застрахованный в системе ОМС
О чем должен знать застрахованный в системе
ОМС
12 мая 2010 г. представителям ведущих СМИ была
представлена «Памятка застрахованному в системе обязательного медицинского
страхования», разработанная и изданная Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования. Начальник управления организации ОМС Федерального
фонда обязательного медицинского страхования С.Г. Кравчук информировала
о деятельности ФОМС по защите прав застрахованных граждан.
Обязательное медицинское страхование в нашей
стране обеспечивает равные возможности в получении бесплатной, своевременной
и качественной медицинской и лекарственной помощи за счет средств ОМС всем
гражданам и на всей территории Российской Федерации. Федеральный фонд ОМС
реализует государственную политику в области ОМС.
К сожалению, в настоящее время граждане не
всегда знают о своих правах и обладают недостаточной информацией о возможностях,
предоставляемых системой ОМС.
«Не все знают о том, что, к примеру, для
вызова скорой медицинской помощи наличие полиса ОМС не является необходимым,
более того, скорая медицинская помощь оказывается не только гражданам РФ, а
всем, кто в ней нуждается», – пояснила С.Г. Кравчук.
По полису ОМС граждане могут получить
медицинскую помощь в любом субъекте Российской Федерации. Страховые медицинские
организации и территориальные фонды ОМС принимают все меры для того, чтобы
полис действительно был документом, удостоверяющим право гражданина на
бесплатную медицинскую помощь. Помощь должна быть оказана там, где она
необходима пациенту, а оплата медицинских услуг страховой компанией проводится
по месту страхования.
При этом в страховую компанию или
территориальный фонд ОМС с любым вопросом или жалобой человек может обратиться
не только по месту оформления полиса, но и в любом российском городе, где у
него возникли трудности. Во многих страховых компаниях сегодня работают
круглосуточные телефонные службы, где можно получить ответы на основные
вопросы: являются ли предложенная услуга или лекарство платными, имеет ли право
лечебное учреждение отказать вам в той или иной услуге и пр.
Каждый обладатель полиса ОМС имеет право не
только на выбор страховой компании и лечебного учреждения, но и
конкретного специалиста. В случае загруженности врача сверх нормы, пациент
должен получить своевременную консультацию специалиста данного профиля в другом
медицинском заведении.
В памятке, разработанной и выпущенной ФОМС,
содержится информация по основным вопросам, которые могут возникнуть у
обладателя полиса ОМС. В какие лечебные учреждения можно обращаться? Что
делать, если в поликлинике требуют оплату? Можно ли вернуть деньги, если
пациент был вынужден заплатить за услуги и лекарства? Как действует полис ОМС,
если обратиться за помощью пришлось не по месту прописки? Памятка содержит
ответы на эти и многие другие вопросы, а также перечень и контакты
территориальных фондов ОМС субъектов РФ.
В том случае, если застрахованный получает отказ
в предоставлении бесплатных медицинских услуг, испытывает трудности с
получением полиса ОМС, его интересы защищает специально созданная для
рассмотрения обращений граждан организация – межрегиональный координационный
совет по организации защиты прав граждан в системе ОМС, который изучает
опыт работы субъектов РФ по обеспечению и защите прав граждан в системе ОМС и
разрабатывает методические рекомендации по ее совершенствованию.
«В настоящее время координационный совет или
коллегиальные структуры, выполняющие аналогичные функции действует в 80-ти
субъектах РФ. В состав этих организаций обязательно входят представители
уполномоченных по правам человека, представители системы здравоохранения,
медицинских страховых компаний, и научных организаций», – пояснила С.Г.Кравчук.
Граждане довольно часто обращаются с
вопросами и жалобами о работе системы ОМС. За 2009 год Федеральным фондом ОМС,
территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями
рассмотрено 15,8 млн. обращений. 86,3% от общего количества обращений
составляют заявления о выдаче или обмене медицинского полиса. Координационный
совет отмечает постепенное снижение количества жалоб. В 2009 году было
зарегистрировано 70 344 жалобы, или 0,5% от общего количества обращений, в 2008
году жалобных обращений было 86 708, что составило 0,7%.
Наибольший процент жалоб, как и в прежние
годы, приходится на вопросы взимания денежных средств за медицинскую помощь и
лекарственные препараты по программам ОМС, условия организации работы
медицинских учреждений, сроки ожидания поликлинической и стационарной
медицинской помощи, лекарственное обеспечение, и отказы в медицинской помощи.
Каждое обращение рассматривается координационным советом в соответствии с
законодательством, при необходимости проводятся экспертизы качества оказания
услуг.
Поводом для проведения экспертизы является не
только поступление жалобы, но и случаи летальных исходов и получения степени
первичной инвалидности в медицинских организациях. В 2009 году проведено
порядка 3 млн. экспертиз качества оказания медицинской помощи. По каждому
рассматриваемому случаю принимаются решения: пациентам возвращаются
необоснованно взятые деньги, применяются соответствующие санкции к врачам и
сотрудникам медицинских учреждений (вплоть до увольнения), допустивших
нарушение договора ОМС.
За грубые нарушения условий договора с
лечебных учреждений взыскиваются средства. В течение 2009 года взыскано
порядка 13 млрд. рублей. Около 75% данной суммы взыскано по организации
медицинской помощи, 25% – по ее качеству. Все средства возвращаются в страховые
медицинские организации для оплаты счетов в рамках системы ОМС. Страховые
медицинские организации не только оплачивают счета лечебных учреждений, но и
контролируют качество оказания медицинской помощи, организуют проведение
экспертиз и следят за соблюдением прав застрахованных на получение
квалифицированной и своевременной бесплатной помощи.
В настоящее время в системе ОМС большое
внимание уделяется информированию граждан: представители фондов выступают в
СМИ, выпускаются и распространяются информационные справочники и буклеты,
размещаются информационные стенды в лечебных учреждения и публичных
местах.
Если гражданину необходима консультация или у
него имеются жалобы на медицинское обслуживание, в первую очередь необходимо обращаться
в страховую медицинскую организацию, оформившую полис ОМС (ее телефон
обязательно должен быть указан на полисе). В территориальные фонды ОМС вы
можете обращаться как с вопросами по работе системы ОМС, так и с жалобами на
неполучение помощи. Контакты всех территориальных фондов ОМС указаны в «Памятке
застрахованному в системе обязательного медицинского страхования».