Главная » 2009»Декабрь»8 » Одежда для инвалидов должна быть удобной, но красоту никто не отмненял!
18:24
Одежда для инвалидов должна быть удобной, но красоту никто не отмненял!
Одежда для инвалидов должна быть удобной,
но красоту никто не отмненял!
08
декабря 2009
А вот скажите: зачем они, эти модные вещички,
тем нашим согражданам, у которых в графе «инвалидность» записан вполне
конкретный диагноз? То, что таким людям требуются удобная одежда – понятно.
Практичная – согласен. Дешевая – стократ «да». Но модная?! До последнего ли
писка этой ветреной особы, если подчас целый день уходит на банальный вояж в
собес или как там сейчас эти учреждения называются? И где брать средства для
своевременного обновления гардероба? Из пособия по инвалидности? Не смешите
народ и лучше честно признайтесь, что Первый всероссийский профессиональный
конкурс моделей одежды для людей с инвалидностью «Особая мода» проводится для
галочки…
На дефиле в коляске
Примерно так думал я, направляясь во Всероссийский выставочный
центр на конкурсный показ. Покидал же 75-й павильон ВВЦ спустя несколько часов
я с совсем иным настроем.
Нет, конечно, дефиле колясочников, опорников, ампутантов и других
по подиуму в блеске софитов под сопутствующие в полном соответствии с законами
жанра фотовспышки – зрелище весьма своеобразное. Легким развлечением его уж
точно назвать нельзя. Потому-то в зале, наверное, и не наблюдалось ВИПперсон,
за исключением обязанных по должности посещать подобные мероприятия
государственных чиновников.
Зато от людей с теми самыми ограниченными возможностями в глазах
рябило. И достаточно было увидеть, каким радостным блеском горели их глаза,
чтобы понять: пресловутая «галочка», если даже ее и имели в виду устроители,
поставлена не зря.
В чем тут секрет? Прежде всего, конечно, во внешнем восприятии.
Оказывается, такие же, как и я, могут быть по ту сторону светящейся рампы! Они
(а значит, и я) – тоже часть праздника!!! Нет, конечно, без умудренных опытом
«вешалок» – профессиональных моделей – не обошлось. Во-первых, некоторые
компоненты коллекций конструировались авторами, если угодно, для «нормальных»
людей (да для тех же сопровождающих). Во-вторых, на все работы
демонстраторов-инвалидов элементарно не хватило, хотя среди уверенно
передвигавшихся по подиуму волонтеров можно было встретить, к примеру, даже
зампреда Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов Надежду Лобанову.
И как призналась нам Надежда Валентиновна
– сама колясочница – впервые в подобном действе в непривычной роли модели ее
уговорили участвовать пять лет назад в Тюмени студентки Московской
государственной академии дизайна и технологий, и с тех пор она шьет одежду для
себя исключительно у них.
«Предчувствие» и «Рандеву мисс Дорстед»
А вот обладательница Гран-при – член Союза дизайнеров России
тюменка Алена Дубровина– выступала на конкурсе с целой командой собственных манекенщиц (как инвалидок,
так и вполне здоровых девушек, хотя кто из них в сотворенных
художником-модельером одеяниях казался всех румяней и белее – это еще большой
вопрос). Дубровина, работающая художником-модельером в собственной же фирме,
назвала свою коллекцию «Предчувствие». Это была сдобренная музыкальными темами Поля Мориа
пряная парижская лирика с развевавшимися шарфами, пышными боа, волнительными
горжетками и пикантными парео.
Увы, как поведала «ВМ» победительница, от «Предчувствия» до
текстильного конвейера дорога, судя по всему, не в один и не в два шага: – Если
честно, эта коллекция не предназначена для промышленного производства. Здесь
очень много ручной работы, все вещи индивидуального покроя, а подавляющее
большинство материалов натуральные. Так, скроенная специально под инвалидную
коляску короткая белая курточка полностью сделана из натурального шелка и
100-процентной шерсти.
Остается только догадываться, сколько нулей значилось бы на этой
штучке, окажись она в магазине. Впрочем, оргкомитетом конкурса была
предусмотрена отдельная номинация «Промышленная коллекция». Здесь
первенствовали наши землячки Ирина Мукачева
и Анна Смирнова
с заковыристой фантазией на диккенсовскую тему «Рандеву мисс Дорстед».
В полном соответствии с программным названием «Рандеву» оказалось
«заточено» в основном под мисс или миссис. Зато «мистерам» представилась
возможность оттянуться по полной программе на «Персоне», представленной лучшей
в номинации «Комфортная повседневность» Еленой Морозовой
тоже из Москвы. Тут царили стильные цилиндры, крупные «тройки», просторные
пиджаки и широкие галстуки. Наконец, непревзойденной авторской фантазией жюри
признало «Донскую вольницу» Марины Зубовцевой
из города Каменск, волей которой на колясках оказались и молодой боец в
стильном камуфляже, и удалой казак в современной парадной форме…
А про детей забыли?
Так для чего нужны подобные конкурсы и имеют ли они смысл? Вряд ли
можно ответить на этот вопрос лучше президента Академии имиджелогии Елены
Петровой: «Надо осознать, что одежда для инвалида – средство реабилитации.
Реабилитации как тела – потому что она непосредственно влияет на комфортность,
самочувствие, мобильность, так и души: ведь любая одежда – выражение имиджа
носящего ее человека. По одежке встречают в том числе и инвалидов, и того, кто
одет стильно, мы воспринимаем как более успешного индивидуума».
Что же до вечно сопутствующих подобным мероприятиям разговоров о
том, когда лучшие разработки дойдут до прилавка, суждения высказывались самые
разные. Так, председатель жюри – директор департамента соцзащиты Минздрава РФ
Ольга Самарина – настроена в этом смысле оптимистично, прогнозируя, что всего
через год вопросы «почему это только на подиуме, а не в магазине?» сменятся на
«почему это продается только в Москве, а не у нас в провинции?» Победившая
Алена Дубровина высказывается не столь радужно, считая, что в России
отсутствуют серьезные маркетинговые исследования по определению востребованных
анатомических параметров и типов фигур. Да и традиционное восприятие этой
проблематики в стране, по мнению Дубровиной, оставляет желать лучшего: «Это моя
вторая особая коллекция. А первой организаторы фестиваля в одном из крупнейших
российских городов перекрыли дорогу к показу – и не из-за слабого дизайна, а
из-за требовавшегося дефиле на колясках…» В заключение – еще один маленький
штришок со знаком «минус». Из 23 коллекций, представлявших 17 российских
регионов, ни одна не включила в себя детскую одежду. И это несмотря на заранее
прошедшие в Абакане, Перми, Оренбурге и Йошкар-Оле предварительные региональные
конкурсы… Подождем следующего дефиле?