Многие
инвалиды по слуху крайне обеспокоены публикацией на сайте Минздравсоцразвития
РФ проекта поправок к Федеральному Закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения».
Речь
идет о поправках к Статье 23.1. «Медицинские противопоказания к управлению
транспортными средствами и ограничения к водительской деятельности, в которой
одним из подпунктов запрета управления транспортными средствами названа «полная
глухота».
Безусловно,
современные напряженные условия дорожного движения требуют и более жесткого
подхода к здоровью водителей. Но вместе с тем надо учитывать и тот факт, что
современные автомобили становятся все более совершенными в плане активной и
пассивной безопасности, облегчая вождение людям с проблемами здоровья. А
безопасность движения в первую очередь зависит от грамотной организации
Движения, состояния автомобильных дорог и их оборудования всеми необходимыми
атрибутами обеспечения безопасности движения, культуры вождения, знания и
соблюдения водителями ПДД.
Практика вождения
автомобилей людьми с проблемами слуха имеет в нашей стране место с 1972 года. И
она показывает, что инвалиды по слуху в большинстве случаев куда более
аккуратные и безаварийные водители, чем все прочие. В России для глухих
водителей уже и так существуют ограничения в плане профессионального вождения
автотранспорта: пассажирские перевозки, большегрузные автомобили и т.п. Между
тем за рубежом таких ограничений для глухих водителей нет: там они могут
работать водителями автобусов (например, в Финляндии), а в государствах
Прибалтики им разрешено управление большегрузными автомобилями.
Ввод в Закон всего
лишь одной коротенькой строки «полная глухота» приведет в конечном счете к
массе проблем для инвалидов по слуху-автомобилистов, осложнит им жизнь. Для
многих водителей-инвалидов по слуху автомобиль стал именно средством для жизни,
для существования, а не роскошью. На личных автомобилях, легковых и
малотоннажных (типа «Газели»), они перевозят небольшие партии грузов, работают
курьерами, используют в личном бизнесе и т.п., сами обеспечивают себя и свои
семьи работой и заработком. И этого средства к существованию их фактически
лишают, не предлагая, как всегда, ничего взамен.
Не учитывается
Минздравсоцразвития РФ и тот момент, что у многих инвалидов по слуху в
справках, выдаваемых МСЭ, стоит диагноз «глухота», что может привести к
автоматическим решениям со стороны медицинских комиссий о запрете на управление
автотранспортом. А ведь современными средствами реабилитации, мощными слуховыми
аппаратами, этот недуг в значительной степени преодолевается. Я уже не говорю о
положительном эффекте от кохлеарной имплантации при полной глухоте.
Вместе с тем
нельзя не обратить внимание и на тот факт, что наличие или отсутствие слуха при
управлении современным автомобилем уже не играют решающей роли. Следует
учитывать, что степень звукоизоляции в автомобилях постоянно растет, на них
серийно устанавливается достаточно мощная звуковоспроизводящая техника, сами
водители пользуются при езде мобильными телефонами и аналогичными устройствами,
дополнительно изолируя себя тем самым от внешней среды. У водителей же с
проблемами слуха в большинстве случаев таких отвлекающих от управления
факторов, как звуковоспроизводящая аппаратура и мобильные устройства, нет.
Предлагаемая
Минздравсоцразвития РФ поправка к Статье 23.1 в отношении инвалидов по слуху
непродуманна, антигуманна и антиконституционна. Реальная забота о безопасности
движении подменяется слепым административным решением, ничем не подкрепленным.
Ее принятие в такой редакции приведет к произволу в отношении водителей с
проблемами слуха и ограничит их жизнедеятельность. Поправки, предлагаемые
Минздравсоцразвития РФ в отношении граждан с проблемами слуха, находятся в
полном противоречии со стремлением России занять достойное место среди демократических
государств Европы и мира.