Почему люди бояться
инвалидов. Наверное, любой здоровый человек боится оказаться на месте инвалида.
Но больше, чем инвалида, мы боимся самих себя: люди с трудом представляют, как
общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно. Мы совершенно спокойно
общаемся с самыми тяжело больными людьми, если не знаем, что это инвалиды. Но
если вдруг нам становится известно, что у человека искусственный орган, мы
сразу пугаемся. Нам кажется, что такой человек должен очень сильно отличаться
от нас, с ним надо как-то иначе обращаться. Только при этом мы не знаем как.
Вот и начинаем бояться.
А почему больше всего
инвалидов боятся дети? Может, детей стоит оградить от их общества? Или,
наоборот, приучать?
Больше всего инвалидов боятся
взрослые, и именно взрослые передают свой страх детям. Ребенку достаточно
объяснить, что человек сильно хромает из-за того, что у него повреждены ноги.
Надо доступно объяснить, что именно "болит" у инвалида с детским
параличом, обширным ожогом лица или другими необычными внешними проявлениями.
Как только ребенок понимает в чем дело, он перестает бояться. Я заметил, что
легче всего со слепо-глухим профессором Александром Васильевичем Суворовым
общаются именно дети. Он сам объясняет им, что не может видеть и слышать из-за
того, что в детстве сильно болел, но хочет с ними подружиться, ему интересно их
общество. Представьте себе, дети прекрасно понимают это и начинают воспринимать
Александра Васильевича совершенно спокойно, естественно. И буквально через час
после знакомства, в то время когда их родители боязливо держатся в сторонке,
дети радостно играют с ним, смеются, лазают по его крупной фигуре, как по
дереву, и непринужденно пишут или рисуют на его большой ладони все то, что хотят
ему сообщить.
Обычно ребенок сразу
вписывает ровесника-инвалида в свою картину мира, начинает воспринимать его как
обычную часть детского населения земли. Другой вопрос – было бы очень хорошо,
чтобы взрослый объяснил ребенку правила игры: что можно, а что нельзя делать в
отношении его друга-инвалида. Например, Саше нельзя бегать, потому что у Саши
"ножки болят". А это означает, что нельзя хватать Сашины игрушки и
убегать от него, "ведь это нечестно, Саша не может тебя догнать".
Неправильно уговаривать Сашу играть в салки, потому что "ты можешь бегать,
а Саша делать этого не может, зачем же его дразнить, ведь Саша
переживает".
Но при этом взрослые не
вправе требовать, чтобы здоровый ребенок отдавал все свои конфеты
ребенку-инвалиду или поддавался ему в играх. Это несправедливо, потому что
нарушает принцип равенства детей. Самое трудное в общении здоровых детей и
детей-инвалидов – это справедливое уравнивание возможностей. Здоровый ребенок
должен научиться не злоупотреблять своими преимуществами, не самоутверждаться
за счет больного. Ребенок-инвалид – не злоупотреблять лучшими качествами своего
здорового друга – добротой, справедливостью и стремлением помочь слабому.
Главное – это воспитание
честности, справедливости и умения сопереживать. Разве в жизни каждого из нас
не наступит момент, когда мы сами окажемся в зависимости от того, насколько
честными, порядочными и справедливыми выросли наши дети? Я думаю, что это ясный
ответ на вопрос, ограждать или не ограждать своих детей от общения с людьми,
имеющими инвалидность
Какие главные психические и
психологические проблемы у инвалидов?
– Одна из главных проблем –
это одиночество, невозможность полноценного общения. Например, у тебя есть
близкий друг, но он живет на другом конце города. Для того чтобы встретиться,
кому-то из вас необходимо выйти на улицу и добраться до дома своего друга. А
если вы оба плохо ходите или передвигаетесь в коляске, городской транспорт для
вас обоих недоступен, вы не сможете попасть в автобус, троллейбус, трамвай или
метро. Кроме того, для человека в инвалидной коляске непреодолимым препятствием
является любой перекресток и переход через улицу. Простой бордюр становится
препятствием для человека в коляске. Если есть телефон, люди общаются по
телефону. А если нет? Кроме того, сейчас начинают подниматься цены на услуги
телефонных станций. А у инвалида только грошовая пенсия. В каждом случае
трудности свои, но почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере
человека. Очень трудно быть одиноким.
Но есть, конечно, и
специфические, характерные для того или иного заболевания психологические и тем
более психические особенности. Например, больным диабетом свойственна
повышенная раздражительность, сердечникам – тревожность и страхи, люди с
синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Другой вопрос – как жизнь
влияет на характер инвалидов; надо понимать, что большинство трудностей в их
жизни обуславливается не столько особенностями здоровья, сколько социальными
факторами: отношением государства, равнодушием чиновников, отчужденностью людей,
бедностью, недоступностью транспорта и невозможностью "выйти в свет".
Так что прежде чем что то
предпринять подумайте о том что инвалиды тоже люди и часть общества.
С сайта inva.tv
http://www.invahelp.ucoz.ru/publ/pochemu_ljudi_bojatsja_invalidov/2-1-0-92
|