На
что делать ставку российской фарминдустрии: на импортные технологии или
отечественные оригинальные инновационные препараты? Вице-президент по
производству группы компаний «Биопроцесс» Владимир Колышкин считает, что для
нашей фармы, как и для автопрома, более перспективен путь заимствований.
– В стратегии развития «Фарма-2020»
одной из главных задач названо увеличение доли продукции отечественного
производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке до 50 процентов в
стоимостном выражении к 2020 году. По Вашим оценкам, реально ли
выполнение этой задачи?
– И да, и нет. Для разных видов продуктов
ситуация складывается по-разному. Что касается антибиотиков, то при условии
создания полного производственного цикла в России эта цель
труднодостижима. Если говорить о биофарме, то вполне вероятно, что задача будет
выполнена. Если речь вести о вакцинах, то и сегодня в большем объеме они
производятся в РФ. Ситуацию с химико-фармацевтическими препаратами оценить
сложно, здесь, скорее, более перспективно развитие дженериков при условии, что
производимые в РФ субстанции будут конкурентоспособны по отношению к индийским
и китайским.
– За счет чего может быть достигнуто
увеличение доли рынка отечественных производителей?
– За счет внедрения технологий из-за рубежа и
со стороны государственных регуляторных органов экономического стимулирования
производителей к внедрению новых технологий. С отечественной фундаментальной
наукой, думаю, не стоит связывать больших надежд. Практически все ученые,
которые были «заточены» на результат, уехали за рубеж и работают там, в
бигфарме. Те, кто остались, «заточены», как правило, на научный интерес. Они
все – очень хорошие, умные люди, но проводят эксперименты, целью которых
являются сами эксперименты. Им просто интересно, что из этого получится. А
люди, которые выпускают лекарственные средства, интересуются в первую очередь
тем, что может быть внедрено в производство.
– Но работа, основанная на интересе,
также не исключает получение достойного результата…
– Критерий истины – практика, а за последние
годы о внедрении в производство отечественных оригинальных инновационных
препаратов мало что «слышно», кроме громких заявлений.
– Ученые обычно говорят, что все дело
в неготовности отечественной фармпромышленности воспринять их разработки.
– Слава Богу, в стране есть
биофармпромышленность. Есть компании, которые производят полностью
отечественные инновационные препараты, но это, по большей части, исключение из
правил. Если строго смотреть, то по эффективности процессов российские
разработки, предлагаемые к внедрению, заведомо менее выигрышны, чем те, с
которыми на сегодняшний день работают зарубежные ученые.
Поэтому в данной ситуации, на мой взгляд,
путь заимствований наиболее перспективный. В целом весьма пригоден для примера
опыт автомобильной промышленности. По стране ездят иномарки, которые производят
здесь же, в России. Конечно, наш автопром способен представить штучные
экземпляры, например, КамАз, который регулярно выигрывает ралли «Париж –
Дакар», но массово такие машины не выпускаются… Россия всегда славилась тем,
что умела разрабатывать единичные высококачественные продукты «на заказ».
Технология выпуска подразумевает воспроизводимость процесса обученным,
мало-мальски грамотным человеком, а не каким-то суперкузнецом, который
промышленным молотом виртуозно закрывает спичечный коробок.
– Если говорить не о разработчиках, а
непосредственно о фарминдустрии, ее позициях на внутреннем российском рынке,
нередко становится очевидным, что потребитель не в полной мере доверяет
препаратам отечественного производства. Как Вы думаете, в чем причина такого
отношения?
– В основном – в традициях самолечения в
нашей стране, агрессивной рекламе зарубежной бигфармы. Естественно, это в
первую очередь относится к препаратам, свободно реализующимся через аптечную
сеть. Что касается госпитального сектора – там решение принимает врач, и не
факт, что оно будет именно в пользу импортного препарата. Хотя стоит признать,
что в последнее десятилетие мы существенно отстали с внедрением
современных лекарственных средств.
Например, раньше для лечения ревматоидного
артрита использовали кортикостероидные гормональные препараты с выраженными
побочными эффектами, далеко не полезными для здоровья. Некоторое время назад за
рубежом был создан препарат на основе терапевтических моноклональных антител, с
помощью которого без существенных побочных последствий спасается огромное
количество людей. В РФ данное лекарственное средство сегодня не производят.
На мой взгляд, и Национальный календарь
профилактических прививок необходимо расширять и обновлять за счет внедрения
новых, в том числе комбинированных, вакцин. У нас в стране под обязательную
вакцинацию подпадают 10 инфекций. В развитых странах – их значительно больше.
Например, проблема вакцинации против пневмококковой инфекции в России не
решена.
Подотстали, чего скрывать… На предприятиях,
производящих вакцины, постепенно стареет технологическое оборудование. С
молодыми кадрами – большие проблемы. Ведь GMP в основном в головах, а не «в
железе». Открыли новый завод, в котором все соответствует международным
требованиям, ленточку перерезали, но потом туда приходит недостаточно обученный
персонал, и на этом соответствие требованиям GMP заканчивается.
Чтобы все это преодолеть, нужно подтянуть и
базовую подготовку студентов, которые придут работать в фармпромышленность,
обновить инструментально-технологическую базу предприятий и заниматься
просветительской работой с населением.
– Какова стратегия компании
«Биопроцесс» по расширению доли рынка интерферона?
– Структурами компании «Биопроцесс» сегодня
производится генно-инженерный интерферон альфа-2b и человеческий лейкоцитарный
интерферон. При этом субстанцией генно-инженерного интерферона альфа-2b
обеспечивается около 80% объема рынка российских производителей готовых
лекарственных форм. На основе данной субстанции изготавливается и препарат под
коммерческим названием Альтевир. Лейкоцитарный интерферон не брендирован.
«Биопроцессом» покрывается около 30% потребности этого сегмента российского
рынка. Его долю стараемся увеличить за счет создания новых лекарственных форм,
в том числе пролонгированных.
Вообще говоря, планов много. Естественно, мы
стремимся к расширению ассортимента лекарственных средств, в том числе за счет
постановки на производство новых рекомбинантных терапевтических белков,
терапевтических моноклональных антител. Стараемся обеспечить кампанию,
связанную с Национальным календарем профилактических прививок, комбинированными
высокоэффективными вакцинами.