Роль ИПР в социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями
Социокультурная реабилитация
- выявление творческих способностей, умений, навыков, природных качеств
личности и реализация их в культурной деятельности. Здесь инвалид получает
всестороннее развитие, развитие личностных качеств и тем самым обусловливается
их социальная защищенность и максимальная интеграция их в общество.
По предложению Правительства
Российской Федерации в 2003 году в статье 9 Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
социально-психологическая и социокультурная реабилитации были определены в
числе основных направлений реабилитации инвалидов.
Далее, социокультурная
реабилитация в качестве необходимой составной части мероприятий по социальной
реабилитации детей-инвалидов включена в индивидуальную программу реабилитации в
соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 9 ноября 2004 г.
N 287. Новый приказ Минздравсоцразвития от 4 августа 2008 г. N 379н,
устанавливающий новую форму ИПР, также предусматривает социокультурную реабилитацию.
Как установлено
законодательством, весь комплекс реабилитационных мероприятий для конкретного
человека с инвалидностью сводится в единый документ - индивидуальную программу
реабилитации (ИПР).
Согласно закону "О
социальной защите инвалидов в РФ", ИПР является обязательной для
исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых
форм.
ИПР содержит как
реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы
в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные
мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица
или организации независимо от организационно-правовых форм.
Однако, как показывает
практика, в нарушение статей 9 и 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" учреждения медико-социальной экспертизы не вносят в
индивидуальные программы реабилитации все оптимальные для детей с особыми
потребностями реабилитационные мероприятия. Практически все ИПР содержат
мероприятия только по медицинской реабилитации, тогда как дети с особыми
потребностями прежде всего нуждаются в мероприятиях социальной и
психолого-педагогической реабилитации.
Есть еще один показательный
момент. Если раньше в старой форме ИПР еще были подсказки о том, что в раздел
ИПР "социокультурная реабилитация" вносится запись о нуждаемости в
информировании и консультировании по вопросам социокультурной реабилитации,
оказании содействия во взаимодействии с учреждениями культуры, о показанных к
занятиям видах искусства согласно заключению федерального учреждения МСЭ",
то в новой форме ИПР даже эти подсказки убрали.
В Федеральном перечне
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду, отсутствуют мероприятия по социальной реабилитации, в
том числе социокультурной, что исключает, соответственно, финансирование этих
мероприятий за счет федерального бюджета.
Необходимо добавить, что с 01
января 2005 года утратила силу ст. 12, которая называлась "Государственная
служба реабилитации инвалидов" Федерального закона "О социальной
защите инвалидов в РФ", устанавливающая основы деятельности службы, что
позволяет говорить о разрушении проводимой реформой системы социальной
реабилитации как института социальной защиты инвалидов.
Сложившаяся ситуация не нашла
своего разрешения и после внесения дополнений в Федеральный закон "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции
федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ) об участии в обеспечении
социальной защиты органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, поскольку их компетенция в этой сфере, включающей реабилитацию, не
была определена.
Нельзя сказать, что регионы
не уделяют этой проблеме должного внимания. К примеру, только в Москве,
согласно Стратегии повышения качества жизни инвалидов на период до 2020 года,
на реализацию мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов и других
лиц с ограничениями жизнедеятельности за период с 2007 по 2009 годы выделено
более 200 миллионов рублей.
Цифра немалая, но нам всем
надо честно признать, что такие мероприятия не охватывают всех людей с
инвалидностью и особенно всех детей - инвалидов.
Указанные пробелы в
нормативной правовой базе препятствуют практическому осуществлению мер в сфере
культуры по развитию социокультурной реабилитации, которая могла бы охватить
если не всех, то большую часть детей - инвалидов.
Серьезной проблемой в
налаживании этой деятельности на должном профессиональном уровне является, на
наш взгляд, недостаточное использование уже имеющегося механизма предоставления
реабилитационных услуг с помощью разработки ИПР, как обязательного для исполнения
документа.
Необходимо, чтобы учреждения
здравоохранения (имеются в виду органы МСЭ) включали в обязательном порядке в
ИПР мероприятия по социальной реабилитации, а исполнителями указывались не
только учреждения культуры, но и образования - коррекционные и инклюзивные,
которые в образовательном процессе используют методики социокультурного
компонента, а также негосударственные образовательные учреждения,
осуществляющие профессиональную деятельность в этой области.
Естественно, такой сложный
вопрос должен решаться с учетом правовой, организационной, кадровой, финансовой
и психолого - педагогической составляющей.
В целях обеспечения полной
реабилитации инвалидов не только медицинской, профессиональной, но и социальной
реабилитацией, а также реализации права инвалидов на участие в культурной жизни
общества средствами государственной политики, создания для них в этой сфере
равных возможностей с остальными гражданами необходимо:
- разработать концепцию
социокультурной реабилитации инвалидов в Российской Федерации;
- определить
организационно-функциональные и правовые основы и перспективы развития
социокультурной реабилитации инвалидов в стране;
- разработать стандарты услуг
в сфере социокультурной реабилитации, а также типовые модели и современные
технологии ее практического осуществления;
- создать условия для
научно-методического и информационного обеспечения социокультурной реабилитации
инвалидов, разработать соответствующую систему профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров;
- разработать стандарты,
устанавливающие требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов
к объектам социальной инфраструктуры.
Только таким образом, в
комплексном решении, будет обеспечен более полный охват детей с инвалидностью,
иных лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в
социокультурной реабилитации.
Ларионов М.Б., руководитель
юридической группы РООИ "Перспектива"
Источник: РООИ
"Перспектива"
http://www.dislife.ru/flow/theme/9388/#more
|